Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО

Тип документа
Положение
Дата публикации
30.10.2021
115

Положение о портфолио

 обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО

 МБОУ «Комсомольская СОШ №1»  

 

1.      Общие положения

1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МБОУ «Комсомольская СОШ №1»   (далее – Положение) разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

       1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.

       1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период  его обучения в школе.

       1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

       1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.

       1.6. На второй ступени (основная школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.

 

2. Цели и задачи портфолио

        2.1.  Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

        2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:

o   создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

o   максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

o   развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

o   формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

o   формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

o   приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

o   формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

o   содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

 

3. Функции портфолио.

       3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.

       3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.

       3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.

       3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.

 

4. Порядок формирования портфолио

       4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной  школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

       4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).

       4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников.

 

5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности

        5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.

        5.2. Обязанности учащегося:

Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

        5.3. Обязанности родителей:

Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.

        5.4. Обязанности классного руководителя:

Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.

       5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:

Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

      5.6. Обязанности администрации учебного заведения:

      5.6.1. Заместители  директора по УР и ВР  организуют работу и осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несут ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.

    5.6.2. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.

 

6. Структура, содержание и оформление портфолио

     6.1.Портфолио ученика имеет следующие разделы (Приложение 1):

6.1.1. «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

     6.1.2. «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам. 

     6.1.3. «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.  Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При возможности  дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.

     6.1.4. «Физическое  развитие  ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных  конкурсах и т.д.

      6.1.5. «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях, конкурсах, проектах

       6.2.В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью,  входят  оценочные листы самоанализа и самооценки учащихся.

           Кроме того, в портфолио  включаются и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.

 

7. Технология ведения Портфолио

         7.1.  Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в  пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.

         7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

         7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

          7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:

  • Записи вести аккуратно и самостоятельно.
  • Предоставлять достоверную информацию.
  • Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
  • В конце года ученик самостоятельно проводит  анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.

 

8. Подведение итогов работы

Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 2.

Оценка по каждому виду деятельности суммируется,  вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении3..

По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

Приложение 1.

 

МБОУ «Комсомольская СОШ №1»

 

ПОРТФОЛИО

Место для фотографии

 

Фамилия __________________________________________________________

Имя ______________________________________________________________

Отчество __________________________________________________________

Число, месяц, год рождения __________________________________________

Год начала работы над портфолио _____________________________________

Классный руководитель___________________________________

                                                    (Фамилия, имя, отчество) 

 


Приложение 2.

Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.


Показатели

Измерители

Результат - балл

Учебная деятельность

1 - 8 класс – средний балл годовых оценок

До 5

9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата

До 5

10 класс - средний балл годовых оценок

До 5

11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата

До 5

Олимпиады

Школьная:

Победитель

Призер

Участник

 

3

2

1

Муниципальная:

Победитель

Призер

Участник

 

5

4

3

Областная:

Победитель

Призер

Участник

 

7

6

5

Всероссийская:

Победитель

Призёр

Участник

 

9

8

7

Спортивные достижения.

Школьные соревнования:

Победитель

Призёр

Участник

 

3

2

1

Муниципальные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник

 

5

4

3

Областные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призер

Участник

 

7

6

5

Всероссийские соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник

 

9

8

7

Дополнительное образование.

Участие в кружках, секциях

2

Школьные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

 

3

2

1

Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

 

5

4

3

Областные конкурсы, фестивали:

Победитель

Призёр

Участник

 

7

6

5

Школьные мероприятия, практики

Участие

Участвовал  и стал призёром

Организация и проведение мероприятия

1

2

3

 


Приложение 3.

Сводная итоговая ведомость.

________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

________________________________________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

 

Класс_________

Показатели

Балл

1

Учебная деятельность

 

2

Достижения в олимпиадах, конкурсах

 

3

Спортивные достижения

 

4

Дополнительное образование

 

5

Участие в мероприятиях  и практиках

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

·         Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.

·         Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.

 

·         Дата.                                                 Директор школы                __________________________

·          М.п.                                                  Классный руководитель: __________________________

·          

·          

 

 

 

 


Лист общеучебных достижений

№ категории

5кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл

9 кл.

1.Классная работа выполнялась

 

 

 

 

 

всегда

 

 

 

 

 

регулярно

 

 

 

 

 

редко

 

 

 

 

 

2. Домашние задания выполнялись

 

 

 

 

 

всегда

 

 

 

 

 

регулярно

 

 

 

 

 

редко

 

 

 

 

 

3.Подготовка дополнительной литературы к урокам:

 

 

 

 

 

всегда

 

 

 

 

 

регулярно

 

 

 

 

 

редко

 

 

 

 

 

никогда

 

 

 

 

 

4.Отношение к учебе в целом

 

 

 

 

 

положительное

 

 

 

 

 

безразличное

 

 

 

 

 

негативное

 

 

 

 

 

5.Участие в работе класса на уроках:

 

 

 

 

 

постоянное

 

 

 

 

 

инициативное

 

 

 

 

 

регулярное

 

 

 

 

 

частое

 

 

 

 

 

редкое

 

 

 

 

 

6. Уровень познавательного интереса:

 

 

 

 

 

интерес проявляется часто

 

 

 

 

 

редко

 

 

 

 

 

почти никогда

 

 

 

 

 

7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности

 

 

 

 

 

всегда самостоятелен

 

 

 

 

 

нуждается в сопровождении и помощи

 

 

 

 

 

самостоятельность проявляется редко

 

 

 

 

 

уклоняется от самостоятельности

 

 

 

 

 

8. Глубина усвоения материала:

 

 

 

 

 

воспроизводит с элементами собственного творчества

 

 

 

 

 

воспроизводит знания полностью

 

 

 

 

 

воспроизводит знания частично

 

 

 

 

 

9.Организация учебной деятельности:

 

 

 

 

 

готов к уроку самостоятельно

 

 

 

 

 

готов к уроку с напоминанием

 

 

 

 

 

не готов к уроку

 

 

 

 

 

10. Оформление работ

 

 

 

 

 

по всем требованиям      

 

 

 

 

 

требования частично нарушены

 

 

 

 

 

аккуратно

 

 

 

 

 

грязно

 

 

 

 

 

11. Темп работы:

 

 

 

 

 

опережает темп работы класса с высоким качеством

 

 

 

 

 

опережает темп работы класса с недостаточным качеством

 

 

 

 

 

соответствует темпу урока           

 

 

 

 

 

отстает от темпа урока

 

 

 

 

 

12. Понимание смысла учебной деятельности:

 

 

 

 

 

формирует цель учебной деятельности

 

 

 

 

 

формулирует цель с помощью учителя

 

 

 

 

 

не умеет формулировать цель

 

 

 

 

 

13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке

 

 

 

 

 

всегда

 

 

 

 

 

иногда

 

 

 

 

 

редко

 

 

 

 

 

14. Взаимоотношения с товарищами

 

 

 

 

 

положительное

 

 

 

 

 

безразличное

 

 

 

 

 

негативное

 

 

 

 

 

15.Соблюдение норм и правил поведения:

 

 

 

 

 

отличное

 

 

 

 

 

хорошее

 

 

 

 

 

удовлетворительное

 

 

 

 

 

плохое

 

 

 

 

 

16. Общие учебные навыки усвоены

 

 

 

 

 

на высоко уровне

 

 

 

 

 

на среднем уровне

 

 

 

 

 

на среднем уровне

 

 

 

 

 

ниже среднего

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 4.

Ведомости участия в различных видах деятельности.

 Участие в олимпиадах:

Название

Предмет

Уровень

Результат

Дата

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в общественной жизни класса и школы:

Название

Содержание

Уровень

Результат

Дата

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях:

Название

Сфера учёбы

Учреждение

Результат

Дата

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивные достижения:

Название

Уровень

Результат

Дата

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

Практики: трудовая, социальная, педагогическая:

Название

Содержание

Учреждение

Результат

Дата

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие работы, рефераты, проекты:

Название

Область знаний

Количество страниц

Результат

Дата

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл

pdf
polozhenie-o-portfolio-fgos-ooo-ksosh-n1-1_optimized.pdf 594,99 Kb 05.02.2024