Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО
Положение о портфолио
обучающегося основной школы в условиях
введения ФГОС ООО
МБОУ
«Комсомольская СОШ №1»
1. Общие
положения
1.1. Настоящее
Положение о
портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МБОУ «Комсомольская
СОШ №1» (далее – Положение) разработано в рамках
реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса
обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся,
формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания,
развития и социализации.
1.2. Положение определяет порядок оценки
деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям
с помощью составления комплексного Портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее
портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются,
накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах
деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и
за весь период его обучения в школе.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс
документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных
индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной
накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является
составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для
составления рейтингов выпускников основной и средней школы по итогам обучения
на соответствующей ступени образования.
1.6. На второй ступени (основная школа)
Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях
обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой,
творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной
активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей,
возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.
2. Цели и задачи портфолио
2.1. Цель внедрения технологии портфолио –
отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение
образовательной активности школьников, создание индивидуального
образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения
каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и
умений.
2. 2. Основными задачами применения
портфолио являются:
o
создание ситуации успеха для каждого ученика,
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
o
максимальное раскрытие индивидуальных
способностей каждого ребенка;
o
развитие познавательных интересов учащихся и
формирование готовности к самостоятельному познанию;
o
формирование установки на творческую
деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
o
формирование положительных моральных и
нравственных качеств личности;
o
приобретение навыков рефлексии, формирование
умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить
их с имеющимися возможностями;
o
формирование жизненных идеалов, стимулирование
стремления к самосовершенствованию;
o
содействие дальнейшей успешной социализации
обучающегося.
3.
Функции портфолио.
3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка,
формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной
жизни ученика и учитывать это в общении.
3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной
деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи,
проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных
ориентаций.
3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие
способности.
4.
Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося основной
школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10
класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио 5 лет
(5 - 9 классы).
4.3. Ответственность за организацию
формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных
представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя,
учителей-предметников.
5.
Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
5.1. Участниками работы над портфолио
являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники,
педагоги дополнительного образования и администрация школы.
5.2.
Обязанности учащегося:
Оформляет
портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет
аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в
накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления,
отражающие его индивидуальность.
5.3.
Обязанности родителей:
Помогают в
оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
5.4. Обязанности классного руководителя:
Является
консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество,
определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;
организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и
профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность
между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного
образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный
руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов,
представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность
информации, представленной в итоговом документе.
5.5.
Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Проводят
информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио.
Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют
проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной
области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную
деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету
и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
5.6.
Обязанности администрации учебного заведения:
5.6.1. Заместители директора по УР и ВР организуют работу и осуществляют контроль за
деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в
образовательном процессе школы и несут ответственность за достоверность
сведений, входящих в портфолио.
5.6.2. Директор учебного заведения
разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение
портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного
процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации
педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство
деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в
практике работы школы.
6. Структура, содержание и оформление портфолио
6.1.Портфолио ученика имеет следующие
разделы (Приложение 1):
6.1.1.
«Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика,
сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в
свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и
итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
6.1.2.
«Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в
различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской
деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов,
результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных
работ по предметам.
6.1.3. «Моё творчество»: творческие
работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно
поместить ее фотографию. Если работа
принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать
информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При
возможности дополнить это сообщение
фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту
информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической
странички.
6.1.4.
«Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых
результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.
6.1.5. «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в
социальных акциях, конкурсах, проектах
6.2.В состав Портфолио каждого ребенка
для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью, входят оценочные листы
самоанализа и самооценки учащихся.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие
ребенка с точки зрения его внеурочной и
досуговой деятельности.
Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и
сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об
основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее
значимых аспектах обучения в начальной школе.
7. Технология ведения
Портфолио
7.1. Портфолио
оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в
пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на
бумажных носителях и/или в электронном виде.
7.2.
По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых:
педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых
устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет
обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя
контроль и ответственность.
7.3. Учащийся имеет право включать в
портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его
индивидуальности.
7.4. При оформлении следует соблюдать
следующие требования:
- Записи вести аккуратно и самостоятельно.
- Предоставлять достоверную информацию.
- Каждый отдельный материал, включенный в
портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот,
благодарностей) в течение года.
- В конце года ученик самостоятельно проводит
анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает
планы действий с учетом имеющихся результатов.
8.
Подведение итогов работы
Анализ работы
над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Система оценивания достижений учащихся по
материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 2.
Оценка по каждому виду деятельности
суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость»,
утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой
ведомости» представлен в Приложении3..
По результатам оценки портфолио учащихся
проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие
наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
Приложение 1.
МБОУ «Комсомольская СОШ №1»
ПОРТФОЛИО
Место для
фотографии |
Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________
Классный руководитель___________________________________
(Фамилия,
имя, отчество)
Приложение 2.
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.
Показатели |
Измерители |
Результат - балл |
Учебная деятельность |
1 - 8 класс – средний балл годовых оценок |
До 5 |
9 класс – результаты экзаменов и средний
балл аттестата |
До 5 |
|
10 класс - средний балл годовых оценок |
До 5 |
|
11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл
аттестата |
До 5 |
|
Олимпиады |
Школьная: Победитель Призер Участник |
3 2 1 |
Муниципальная: Победитель Призер Участник |
5 4 3 |
|
Областная: Победитель Призер Участник |
7 6 5 |
|
Всероссийская: Победитель Призёр Участник |
9 8 7 |
|
Спортивные достижения. |
Школьные
соревнования: Победитель Призёр Участник |
3 2 1 |
Муниципальные
соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник |
5 4 3 |
|
Областные
соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник |
7 6 5 |
|
Всероссийские
соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник |
9 8 7 |
|
Дополнительное образование. |
Участие в кружках, секциях |
2 |
Школьные
конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник |
3 2 1 |
|
Муниципальные
конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник |
5 4 3 |
|
Областные
конкурсы, фестивали: Победитель Призёр Участник |
7 6 5 |
|
Школьные мероприятия, практики |
Участие Участвовал
и стал призёром Организация и проведение мероприятия |
1 2 3 |
Приложение 3.
Сводная итоговая
ведомость.
________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
________________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_________
№ |
Показатели |
Балл |
1 |
Учебная деятельность |
|
2 |
Достижения в олимпиадах, конкурсах |
|
3 |
Спортивные достижения |
|
4 |
Дополнительное образование |
|
5 |
Участие в мероприятиях
и практиках |
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
·
Настоящий
итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов,
представленных в портфолио.
·
Грамоты,
дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому
документу.
·
Дата. Директор школы __________________________
·
М.п.
Классный руководитель: __________________________
·
·
Лист общеучебных
достижений
№ категории |
5кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл |
9 кл. |
1.Классная работа выполнялась |
|
|
|
|
|
всегда |
|
|
|
|
|
регулярно |
|
|
|
|
|
редко |
|
|
|
|
|
2. Домашние задания выполнялись |
|
|
|
|
|
всегда |
|
|
|
|
|
регулярно |
|
|
|
|
|
редко |
|
|
|
|
|
3.Подготовка дополнительной литературы
к урокам: |
|
|
|
|
|
всегда |
|
|
|
|
|
регулярно |
|
|
|
|
|
редко |
|
|
|
|
|
никогда |
|
|
|
|
|
4.Отношение к учебе в целом |
|
|
|
|
|
положительное |
|
|
|
|
|
безразличное |
|
|
|
|
|
негативное |
|
|
|
|
|
5.Участие в работе класса на уроках: |
|
|
|
|
|
постоянное |
|
|
|
|
|
инициативное |
|
|
|
|
|
регулярное |
|
|
|
|
|
частое |
|
|
|
|
|
редкое |
|
|
|
|
|
6. Уровень познавательного интереса: |
|
|
|
|
|
интерес проявляется часто |
|
|
|
|
|
редко |
|
|
|
|
|
почти никогда |
|
|
|
|
|
7. Ответственность и самостоятельность
в учебной деятельности |
|
|
|
|
|
всегда самостоятелен |
|
|
|
|
|
нуждается в сопровождении и помощи |
|
|
|
|
|
самостоятельность проявляется редко |
|
|
|
|
|
уклоняется от самостоятельности |
|
|
|
|
|
8. Глубина усвоения материала: |
|
|
|
|
|
воспроизводит с элементами
собственного творчества |
|
|
|
|
|
воспроизводит знания полностью |
|
|
|
|
|
воспроизводит знания частично |
|
|
|
|
|
9.Организация учебной деятельности: |
|
|
|
|
|
готов к уроку самостоятельно |
|
|
|
|
|
готов к уроку с напоминанием |
|
|
|
|
|
не готов к уроку |
|
|
|
|
|
10. Оформление работ |
|
|
|
|
|
по всем требованиям |
|
|
|
|
|
требования частично нарушены |
|
|
|
|
|
аккуратно |
|
|
|
|
|
грязно |
|
|
|
|
|
11. Темп работы: |
|
|
|
|
|
опережает темп работы класса с высоким
качеством |
|
|
|
|
|
опережает темп работы класса с
недостаточным качеством |
|
|
|
|
|
соответствует темпу урока |
|
|
|
|
|
отстает от темпа урока |
|
|
|
|
|
12. Понимание смысла учебной
деятельности: |
|
|
|
|
|
формирует цель учебной деятельности |
|
|
|
|
|
формулирует цель с помощью учителя |
|
|
|
|
|
не умеет формулировать цель |
|
|
|
|
|
13.Умение организовывать и
контролировать свою работу на уроке |
|
|
|
|
|
всегда |
|
|
|
|
|
иногда |
|
|
|
|
|
редко |
|
|
|
|
|
14. Взаимоотношения с товарищами |
|
|
|
|
|
положительное |
|
|
|
|
|
безразличное |
|
|
|
|
|
негативное |
|
|
|
|
|
15.Соблюдение норм и правил поведения: |
|
|
|
|
|
отличное |
|
|
|
|
|
хорошее |
|
|
|
|
|
удовлетворительное |
|
|
|
|
|
плохое |
|
|
|
|
|
16. Общие учебные навыки усвоены |
|
|
|
|
|
на высоко уровне |
|
|
|
|
|
на среднем уровне |
|
|
|
|
|
на среднем уровне |
|
|
|
|
|
ниже среднего |
|
|
|
|
|
Приложение 4.
Ведомости участия в различных видах деятельности.
Участие в олимпиадах:
№ |
Название |
Предмет |
Уровень |
Результат |
Дата |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
Участие в общественной жизни класса и школы:
№ |
Название |
Содержание |
Уровень |
Результат |
Дата |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
Достижения в системе дополнительного
образования и иных образовательных учреждениях:
№ |
Название |
Сфера учёбы |
Учреждение |
Результат |
Дата |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
Спортивные достижения:
№ |
Название |
Уровень |
Результат |
Дата |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
Практики: трудовая, социальная,
педагогическая:
№ |
Название |
Содержание |
Учреждение |
Результат |
Дата |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
Творческие работы, рефераты, проекты:
№ |
Название |
Область знаний |
Количество
страниц |
Результат |
Дата |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|