Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по итогам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР
Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по итогам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР МБОУ «Комсомольская СОШ №1»
1. Общие положения
Положение о системе оценок, формах и
порядке проведения текущего контроля,
промежуточной, итоговой аттестации обучающихся по итогам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР МБОУ «Комсомольская СОШ
№1» (далее – Положение) разработано в целях проверки
соответствия знаний обучающихся с ОВЗ (ЗПР) требованиям программ
и курсов коррекционно-развивающей области, сформированности универсальных учебных действий, глубины и
прочности полученных знаний, умения их применять
в практической деятельности, необходимой для социальной адаптации и интеграции данной категории детей в общество;
обеспечения комплексного подхода
к оценке результатов освоения обучающимися АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения
коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов.
Основной
задачей оценивания образовательных достижений и проведения промежуточной и итоговой
аттестации является установление соответствия знаний учеников
требованиям адаптированных
основных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных
знаний, их практическому применению.
Настоящее Положение разработано в соответствии
· с Федеральным Законом
от 26.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
· с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от
19.12.2014 № 1598;
· с санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №
26);
·
Уставом МБОУ «Комсомольская
СОШ №1».
Настоящее Положение
о проведении итоговой
и промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля успеваемости обучающихся с ЗПР является
локальным нормативным актом, регулирующим периодичность, порядок, систему
оценок и формы проведения промежуточной аттестации
обучающихся с ЗПР и текущего контроля
их успеваемости.
2.
Специальные
условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с задержкой психического развития
Оценивать достижения обучающимся с ОВЗ планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня
образования, поскольку у обучающегося
с ОВЗ может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие
промежутки времени объективно невозможна. Специальные условия
проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ОВЗ
включают:
·
особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
·
привычную
обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
·
присутствие в начале работы
этапа общей организации деятельности;
·
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
·
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
·
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления
ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
·
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости,
она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;
·
при необходимости адаптирование текста задания
с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный
шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение
формулировок задания по грамматическому
и семантическому оформлению и др.);
·
при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
·
увеличение времени
на выполнение заданий;
·
недопустимыми являются
негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
3.
Система, формы и методы оценки результатов в условиях ФГОС НОО обучающихся с задержкой психического развития
Система оценки
достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения
АООП НОО призвана
решить следующие задачи:
· закреплять
основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки,
критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ЗПР;
· ориентировать
образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
· обеспечивать
комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов;
· предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
· позволять осуществлять оценку динамики учебных
достижений обучающихся и развития их социальной (жизненной) компетенции;
· закреплять
основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки,
критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
· ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
· обеспечивать
комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, АОП (НОО, ООО), позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
· предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
· позволять осуществлять оценку динамики учебных
достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты
достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП
НОО являются значимыми
для оценки качества
образования обучающихся. При определении подходов
к осуществлению оценки
результатов целесообразно
опираться на следующие принципы:
· дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
· динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
·
единства
параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (диагностических материалов) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с ОВЗ имеет определяющее значение для оценки качества образования.
В соответствии с требования для
обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение
обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка
в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые,
в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые
личностные результаты (например,
комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка
овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании мнений экспертной группы специалистов
психолого -педагогического консилиума, в состав которого входят учителя, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог, дефектолог, которые
хорошо знают ученика.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО учитывается мнение родителей
(законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений
поведения обучающегося в повседневной жизни в различных
социальных средах (школьной
и семейной). Результаты анализа
представляются в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
· 0 баллов - нет продвижения;
· 1 балл - минимальное продвижение;
· 2 балла - среднее продвижение;
· 3 балла - значительное продвижение.
Подобная оценка
необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития ребенка,
но и отследить наличие или отсутствие изменений
по отдельным жизненным
компетенциям.
Результаты оценки личностных достижений доводятся до сведения
родителей (законных представителей).
Метапредметные результаты включают освоенные
обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями,
а также способность решать учебные и жизненные
задачи и готовность к овладению в дальнейшем основного общего образования.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку
продвижения обучающегося с ОВЗ в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые
направлены на управление своей познавательной деятельностью.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального
общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая,
собственно, и обеспечивает способность обучающихся с ОВЗ к самостоятельному усвоению новых знаний
и умений, включая организацию этого процесса.
Уровень сформированности универсальных учебных действий,
представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен
в следующих основных формах:
· достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных
действий;
·
достижение
метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как
условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных
предметов;
·
достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Предметные
результаты связаны с овладением
обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять
в практической деятельности.
Оценка достижения обучающимися с ОВЗ предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и
элементарные по содержанию знания и
умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка этой
группы результатов начинается со 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже сформированы некоторые начальные
навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для
обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в 1-ом классе всячески поощряется и стимулируется работа обучающихся, с использованием только
качественной оценки. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся с ЗПР продвигается в освоении того или иного учебного предмета.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление
значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя,
но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Оценка достижения обучающимися предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе
выполнения итоговых проверочных работ.
4.
Содержание и порядок проведения текущего контроля
успеваемости обучающихся
Текущий контроль
успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом
в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.
Проведение текущего
контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения программ учебных
предметов, предусмотренных ФГОС НОО обучающихся с ЗПР.
Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится в течение учебного
периода в целях:
· контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой;
· оценки соответствия результатов освоения образовательных программ
требованиям ФГОС НОО;
· проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим
работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.
Текущий контроль
осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть адаптированной основной
общеобразовательной программы.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего
контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы
В 1-ом классе и в
4-ом классе по предмету «Основы религиозных культур и светской этике» применяется система
безотметочного (качественного) оценивания.
Во 2-4 классах применяется традиционная (оценочная) пятибалльная система цифровых отметок
по русскому языку,
литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру, технологии, музыке,
изобразительному искусству, физической культуре.
Последствия получения
неудовлетворительного результата текущего
контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение
дополнительной работы с обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку
образовательной деятельности в отношении обучающегося.
Результаты текущего
контроля фиксируются в классных (электронных) журналах.
Успеваемость
обучающихся, занимающихся по индивидуальному
учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения
образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.
Педагогические работники
доводят до сведения
родителей (законных
представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной
форме (дневник обучающегося, электронный журнал),
так и по запросу родителей
(законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в устной форме. Родители
(законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего
контроля успеваемости обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю.
5. Критерии и нормы оценивания обучающихся с задержкой
психического развития
МАТЕМАТИКА
За комбинированную контрольную работу, содержащую, вычислительные примеры и арифметические задачи, выставляются две отметки: одна - за вычисления, а другая - за решение
задач, т. к. иначе невозможно получить правильное представление о сформированности конкретного умения или навыка.
Число допущенных ошибок не является решающим при
выставлении отметки. Важнейшим
показателем считается правильность выполнения задания. Не
снижается отметка за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических построений - отрезка, многоугольника и пр.), за грамматические ошибки и т.п. Эти показатели несущественны при оценивании математической подготовки
ученика, так как не отражают
ее уровень.
Умения «рационально» производить вычисления и решать задачи характеризует высокий уровень математического развития ученика. Эти умения сложны,
формируются очень медленно,
и за время обучения в начальной школе далеко не у всех детей могут быть достаточно хорошо сформированы. Оценка за "»ерациональное» выполнение
вычисления или
«нерациональный» способ решения задачи
не снижается.
Кроме оценивания контрольной работы отметкой проводится качественный анализ ее выполнения учащимися. Этот анализ помогает
учителю выявить пробелы в знаниях и умениях, спланировать работу над ошибками,
ликвидировать неправильные представления учащихся, организовать коррекционную работу.
Оценивая контрольные работы во 2-4 классах по пятибалльной системе оценок, учитель руководствуется тем,
что при проверке выявляется не только
осознанность знаний и сформированность навыков, но и умение применять
их в ходе решения учебных
и практических задач.
Оценивание письменной комбинированной работы, состоящей из 1 задачи,
примеров и заданий
других видов, ставятся
следующие отметки:
·
Оценка ”5” ставится, если все задания
выполнены без ошибок.
·
Оценка ”4”
ставится, если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1 -2 вычислительные
ошибки.
·
Оценка ”3”
ставится, если в работе допущена ошибка в ходе
решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3 - 4 вычислительные ошибки
при отсутствии ошибок в ходе решения задачи.
·
Оценка "2" ставится, если допущена
ошибка в ходе решения задачи
и более 5 вычислительных ошибок.
Оценивание
письменной комбинированной работы, состоящей из 2 задач и примеров, ставятся следующие отметки:
·
Оценка ”5” ставится, если все задачи
решены без ошибок.
· Оценка ”4”
ставится, если в работе допущены 1 -2 вычислительные ошибки.
· Оценка ”3” ставится,
если в работе допущена ошибка в ходе решения
одной из задач, при правильном выполнении всех остальных заданий, или допущены 3 - 4 вычислительные ошибки при
отсутствии ошибок в ходе
решения задач.
· Оценка ”2”
ставится, если допущена ошибки в ходе решения двух задач, или допущена ошибка в холе решения одной из задач и 4 вычислительные ошибки, или допущено
при решении задач и примеров
более 6 вычислительных ошибок.
Наличие
в работе недочётов вида: неправильное списывание данных, но верное выполнение задания, грамматические
ошибки в написании математических
терминов и общепринятых сокращений, неряшливое
оформление работы, большое
число исправлений ведёт
к снижению оценки
на один балл, но не ниже «3».
Оценивание математического диктанта.
При
оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических выражений, ставятся
следующие отметки:
· Оценка ”5” ставится, если вся работа
выполнена безошибочно.
·
Оценка ”4”
ставится, если неверно выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
· Оценка ”3”
ставится, если неверно выполнена 1/3 часть примеров от их общего числа.
· Оценка ”2”
ставится, если неверно выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа (индивидуальная работа с обучающимся по неусвоенному
материалу или выявленным пробелам в знаниях).
Оценивание контрольного устного счёта
При
оценке контрольного устного счёта, включающего 30 примеров на изученные действия, ставятся
следующие отметки:
·
Оценка ”5” ставится, если вся работа
выполнена безошибочно.
· Оценка ”4”
ставится, если неверно выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
· Оценка ”3” ставится, если неверно выполнена
1/3 часть примеров от их общего числа.
· Оценка ”2”
ставится, если неверно выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа (индивидуальная работа с обучающимся по неусвоенному
материалу или выявленным пробелам в знаниях).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1
класс
Оценка по проверке навыков чтения не ставится, но
постоянно ведется наблюдение за овладением навыками чтения учащихся.
Объем
прочитанного должен быть не менее 1/4 страницы.
В
течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыка чтения без выставления отметки.
Основными объектами проверки в
1-ом классе являются умения учащихся анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова,
предложения, короткие тексты с изученными буквами. В конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с первоначальными требованиями программы, а именно: учащиеся
должны овладеть правильным и плавным слоговым чтением текстов
при темпе 20-25 слов в минуту.
Результаты проверки получают выражение в форме устных
оценочных суждений учителя.
2
класс
Итоговые проверки
навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия.
Оценка «5» ставится ученику, если ученик:
-
читает правильно, понимает содержание прочитанного;
-
в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные
простые слова умеет
читать целиком;
-
во
II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает
по слогам);
-
верно ставит ударение в словах, соблюдает
интонацию, соответствующие знаки препинания в конце предложения;
-
умеет правильно
отвечать на вопрос учителя и последовательно передать
содержание сюжетного рассказа,
сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть
стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику,
если он:
-
понимает основное
содержание прочитанного;
-
в I полугодии читает
плавно, целыми словами
(трудные слова читает
по слогам);
-
во II полугодии
читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), допускает при чтении 1 -2 ошибки в словах, в
расстановке ударений, при соблюдении пауз и интонации в конце предложения;
-
правильно
пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает
речевые неточности, которые
исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
-
знает наизусть
стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко и самостоятельно
исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
-
осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя;
-
в I полугодии читает
отрывисто, по слогам (отдельные слова
читает целиком);
-
во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные
слова читает целиком), не соблюдает пауз между
словами и предложениями;
-
пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые
ошибки
и исправляет их только
с помощью учителя;
-
знает наизусть
стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка ”2” ставится ученику, если он:
-
слабо разбирается
в прочитанном тексте даже с помощью вопросов
учителя;
-
в I полугодии читает
по буквам;
-
во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения;
-
не воспроизводит текст по вопросам
учителя;
-
при чтении наизусть нарушает последовательность, не
полностью воспроизводит текст прочитанного (индивидуальная работа с обучающимся по неусвоенному материалу или выявленным пробелам
в знаниях).
3
класс
Оценка ”5” ставится ученику, если он:
-
правильно понимает
смысл прочитанного;
-
в I полугодии
читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры по слогам), без ошибок;
-
во II полугодии читает
целыми словами;
-
читает текст выразительно, соблюдает логические ударения, паузы;
-
самостоятельно
делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
-
понимает смысл
слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения, действующих лиц, описаний природы и т.д.;
-
твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка ”4” ставится ученику, если он:
-
правильно понимает
основное содержание прочитанного;
-
в I полугодии читает текст выразительно целыми словами (отдельные, трудные слова читает по
слогам);
-
во II полугодии темп чтения , при чтении допускает 1 - 3 ошибки в словах
в соблюдении пауз и логических ударений;
-
знает наизусть
стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки.
Оценка ”3” ставится ученику, если он:
-
смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
-
в I полугодии читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком;
-
во II полугодии читает
текст целыми словами,
но с элементами слогового
чтения, монотонно;
-
допускает речевые ошибки, исправляет их с помощью учителя;
воспроизводит наизусть стихотворение, но текст знает нетвердо.
Оценка
"2" ставится ученику, если он:
-
в I полугодии читает
монотонно, по слогам;
-
во II полугодии читает по слогам,
только отдельные слова читает целиком;
-
искажает содержание прочитанного, не может выделить основную
мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью
дополнительных вопросов;
-
при чтении наизусть
не полностью воспроизводит текст стихотворения (индивидуальная работа с обучающимся по неусвоенному
материалу или выявленным пробелам
в знаниях).
4
класс
Оценка ”5” ставится ученику, если он:
-
правильно и полно понимает
содержание прочитанного;
-
читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произведения;
-
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной
смысл прочитанного;
-
знает и выразительно читает
наизусть стихотворение.
Оценка ”4” ставится ученику, если он:
-
правильно понимает
основное содержание прочитанного;
-
читает целыми словами, используя основные средства выразительности;
-
знает наизусть
стихотворение, но при чтении допускает
1-2 ошибки, которые
исправляет самостоятельно.
Оценка ”3” ставится ученику, если он:
-
понимает содержание прочитанного с помощью
учителя;
-
в I полугодии читает
монотонно, целыми словами
(единичные слова с элементами слогового чтения);
-
во II полугодии читает невыразительно, целыми
словами, , допускает от 4-5 ошибок;
-
воспроизводит наизусть
текст стихотворения, но допускает ошибки
и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка
”2” ставится ученику, если он:
-
не может
пересказать текст, выделить
главную мысль прочитанного, составить план;
-
в 1 полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова
читает целиком), допускает большое количество ошибок;
-
во II полугодии не владеет чтением
целыми словами, допускает
более 6 ошибок;
-
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести
текст стихотворения (индивидуальная работа с обучающимся по неусвоенному материалу или выявленным пробелам
в знаниях).
Нормы оценок
по технике чтения
|
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Класс |
|
|
|
|
1 |
Отметки не выставляются. Читать по слогам небольшие
предложения и связные тексты; уметь слушать;
отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, чем заканчивается услышанный текст, пересказывать
услышанный текст по вопросам учителя или по иллюстрациям |
|||
2 |
30-40
сл. в минуту, соблюдая паузы и интонации, соответствующие знакам препинания.
Читать целым словом (трудные по смыслу
и структуре слова
- по
слогам) |
20-30 сл. |
10-20 сл. |
Менее 10 сл. |
3 |
50-60
сл. без ошибок. Читать целым словом (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам). Владеть громкостью, тоном, мелодикой речи |
40-50 сл. |
30-40 сл. |
Менее 30 сл. |
4 |
70-80
сл. без ошибок, бегло с
соблюдением орфоэпических норм, делать
паузы, логические ударения |
60-70 сл. |
50-60 сл. |
Менее 50 сл. |
РУССКИЙ ЯЗЫК
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку для обучающихся с ЗПР
Объем диктанта и текста
для списывания:
Класс |
Количество слов |
|
|
I полугодие |
II полугодие |
2 |
15-25 |
25-35 |
3 |
40-50 |
50-60 |
4 |
60-70 |
70-80 |
Класс |
Количество слов |
1 |
7-8 |
2 |
10-12 |
3 |
12-15 |
4 |
до 20 |
Сочинения и изложения носят обучающий характер.
Оценивание контрольного диктанта
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая
ошибка или 1-2 дисграфических ошибок,
работа написана аккуратно
Оценка
«4» ставится за диктант,
в котором допущено
не более двух орфографических,
1-3 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7
орфографических, 4 пунктуационных и 4-5дисграфическихмошибки.
Оценка
«2» ставится за диктант, в котором
более 8 орфографических, 4 и более
дисграфических ошибок (индивидуальная работа с обучающимся по неусвоенному материалу или выявленным пробелам в знаниях).
Классификация ошибок. Однотипные ошибки:
-
первые три
однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку;
-
при 5 поправках
оценка снижается на 1 балл.
За одну ошибку в диктанте
считаются:
-
два исправления;
-
две пунктуационные ошибки;
-
повторение ошибок
в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом
слове, она считается за ошибку;
-
при выставлении оценки
все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
За ошибку в диктанте
не считаются:
-
ошибки на те
разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах
не изучались (такие
орфограммы учителю следует
оговорить с обучающимися перед письменной работой,
выписать трудное для них по написанию слово
на доске);
-
единичный пропуск
точки в конце предложения, если первое слово
следующего предложения написано с заглавной
буквы;
-
единичный случай
замены одного слова без искажения смысла.
Оценивание грамматического задания
Оценка
«5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий,
когда ученик обнаруживает
осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении.
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил,
умеет применять свои знания в ходе разбора
слов и предложений и правильно выполнил не менее
3/4 заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает
усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½
заданий.
Оценка
«2» ставится, если ученик обнаруживает неудовлетворительное знание учебного материала, не справляется
с большинством грамматических заданий
(индивидуальная работа с обучающимся по неусвоенному материалу или выявленным пробелам
в знаниях).
Перечень
специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения:
ошибки,
обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков
звукового анализа и синтеза:
-
пропуск букв и слогов - «прощла»
(прощала), «жадые» (жадные),
«ишка»
(игрушка);
-
перестановка букв
и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила);
-
недописывание букв и слогов
- «дела» (делала),
«лопат» (лопата),
«набухл» (набухли);
-
наращивание слова лишними буквами
и слогами - «тарава» (трава),
«катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
-
искажение слова -
«наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки»
(щеки), «спеки» (с пенька);
-
слитное написание
слов и их произвольное деление - «насто» (на сто),
«виситнастне» (висит
на стене);
-
неумение определить границы предложения в тексте, слитное
написание предложений - «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо.
знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;
-
замена одной буквы на другую - «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста),
«тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги),
«чветы» (цветы);
-
нарушение смягчения
согласных - «васелки»
(васильки), «смали» (смяли),
«кон» (конь), «лублу»
(люблю).
ошибки,
обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны
двигательного акта:
-
смешения букв по кинетическому сходству - о-а «бонт» (бант),
б-д
«убача»
(удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х- ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ),
л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).
ошибки,
обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
-
аграмматизмы - «Саша и Леня собираит
цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки
спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);
-
слитное написание
предлогов и раздельное написание приставок -
«вкармане», «при летели», «в зяля», «у».
Оценивание сочинений
и изложений
Основными формами проверки речевого развития
обучающихся являются сочинения и изложения.
Это комплексные работы, с помощью которых проверяются
различные стороны языковой
и
речевой подготовки учащихся:
-
коммуникативные умения,
то есть умения раскрыть тему высказывания, передать
основную мысль, изложить
материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
-
языковые навыки
или соблюдение в речи норм литературного языка;
-
навыки правописания - орфографические и пунктуационные.
Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками:
-
первая ставится
за содержание и речевое оформление; вторая
- за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и
языковых норм.
Фактические ошибки |
Логические ошибки |
В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности
действий, причинно-следственных связей |
·
нарушение
последовательности высказывания; ·
отсутствие
связи между частями сочинения
(изложения) и между предложениями; ·
неоправданное
повторение высказанной ранее
мысли; ·
раздробление
одной микротемы другой микротемой; ·
несоразмерность частей; ·
перестановка частей
текста; ·
неоправданная
подмена лица, от которого ведется повествование. |
В сочинении: искажение имевших место событий; неточное воспроизведение
источников, имен собственных, мест
событий, дат. |
Речевые ошибки
К
речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь
делятся на семантические и стилистические.
К речевым
семантическим ошибкам можно отнести
следующие нарушения:
-
употребление слова
в несвойственном ему значении;
-
неразличение (смешение) паронимов или синонимов;
-
нарушение лексической сочетаемости;
-
употребление лишних
слов;
-
пропуск, недостаток нужного слова;
-
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов.
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
-
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов;
-
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно
в авторской речи;
-
смешение лексики
разных исторических эпох;
употребление штампов;
-
речевые ошибки в
построении текста. Речевые ошибки в
построении текста:
-
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
-
нарушение видовременной соотнесённо с глагольных форм;
-
стилистически неоправданное построение слов; неудачное
употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи;
-
неудачный порядок
слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - нарушение
грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок
помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не
владеет ученик.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - нарушение
грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок
помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не
владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
-
словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка; такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;
-
морфологические, связанные
с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи;
-
синтаксические:
1)
ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении;
2) ошибки в структуре
простого предложения:
•
нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
•
нарушение границы
предложения;
•
нарушение ряда однородных членов;
•
ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами;
•
местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще
подлежащего;
•
пропуски необходимых слов.
3)
ошибки в структуре сложного
предложения:
•
смешение сочинительной связи;
•
отрыв придаточного от определяемого слова;
4) смешение прямой и косвенной речи;
5) разрушение фразеологического оборота без особой
стилистической установки.
Грамматические ошибки
следует отличать от орфографических.
|
Основные критерии оценки |
|
Содержание и речь |
Грамотность |
|
Оценка |
Содержание работы
полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70 % исходного текста.
Содержание работы излагается последовательно. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
Допускается 1 недочет
в содержании |
Допускается: |
«5» |
1негрубая |
|
|
орфографическая, |
|
|
1 пунктуационная, |
|
|
1 грамматическая, |
|
|
1 логопедическая ошибка |
|
Оценка «4» |
Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются
единичные фактические
неточности, при этом в работе сохранено не менее 70 % исходного текста. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы
отличается единством и достаточной
выразительностью. Допускается не более недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. |
Допускаются: 2
орфографических
+ 3 пунктуационных + 3
грамматических
+ 3 логопедических ошибки. |
|
1 орфографическая + 3пунктуационных
+ 3грамматических + 3логопедических ошибки. |
|
|
0 орфографических + 4пунктуационные + 3 грамматических + 3 логопедических ошибки |
|
Оценка |
Имеются существенные отклонения от заявленной темы. Работа достоверна в основном своем
содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70 % исходного текста. Допущено нарушение
последовательности изложения. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. Встречается
неправильное употребление слов.
Стиль работы не отличается выразительностью. |
Допускаются: |
«3» |
0 орфографических + |
|
|
5-7 пунктуационных |
|
|
(с учетом |
|
|
повторяющихся |
|
|
и негрубых) + |
|
|
4 логопедических |
|
|
ошибки. 6
орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических
+ ошибки |
|
Оценка «2» |
Работа не соответствует заявленной
теме. Допущено много фактических неточностей;
объем изложения составляет менее 50
% исходного текста. Нарушена последовательность изложения
мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует
заявленному плану. Лексика крайне
бедна, авторские образные выражения
и обороты речи почти отсутствуют.
Работа написана короткими
однотипными предложениями со слабовыраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. Нарушено
стилевое единство текста. Допущено
6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. |
Допускаются:
7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; 8
и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых)
независимо от количества орфографических.
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более
8 при наличии более рамматических |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Основная цель контроля - проверка знания фактов
учебного материала, умения
обучающихся делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из
дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений используются
индивидуальный и фронтальный устный
опрос, различные письменные работы, которые не
требуют развернутого ответа с большой
затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют
обучающиеся всего класса.
Поскольку основная цель таких контрольных бесед - это проверка осознанности усвоения учебной программы,
учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы, показывающие не только
знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления
и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках,
по предметам данной образовательной области.
Можно выделить следующие
формы индивидуального опроса:
рассказ- описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное,
логическое описание объекта или
явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке, этого вида рассказа учитываются
полнота раскрытия вопроса, выделение
наиболее существенные признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения
к описываемому предмету.
Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить
от текста учебника,
не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами,
привести собственные примеры
из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной
литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков
и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение обучающегося
самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно- следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм
и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное логического мышления,
воображения, связной речи - рассуждения.
При письменной проверке
знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного,
обстоятельного письменного ответа, что
связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны тестовые задания
по нескольким вариантам на поиск
ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с
индивидуальными карточками - заданиями: дети заполняют таблицы,
рисуют или дополняют
схемы, диаграммы, выбирают
правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить
и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения обучающихся.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка ”5” - ставится ученику, если он осознанно и
логично излагает учебный материал,
используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами
и явлениями природы
(в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все вопросы поставленные вопросы. Ответ самостоятельный. Полно раскрыто
содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из
наблюдений.
Оценка ”4” - ставится ученику, если его ответ в
основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик
допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов,
единичные недочеты при выполнении практической
работы. Все эти недочеты ученик легко устраняет при указании на них учителя.
Раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены
незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании
научных терминов.
Оценка ”3” - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного
материала, но он допускает фактические ошибки, не умеет
использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется
устанавливать связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить
перечисленные недочеты с помощью учителя.
Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно четкие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения, допущены ошибки
при их изложении; допущены ошибки и
неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Оценка
"2" ученику, если он
обнаруживает незнание большей части программного
материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью
учителя. Основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при
использовании терминологии (индивидуальная работа с обучающимся по неусвоенному материалу
или выявленным пробелам в знаниях).
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение
оценки Ошибки:
·
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
·
нарушение последовательности в описании объекта
(явления) в тех случаях, когда она является
существенной;
·
неправильное раскрытие
(в рассказе-рассуждении) причины,
закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
·
ошибки в
сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
·
незнание фактического материала, неумение привести
самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
·
отсутствие умения выполнить рисунок,
схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой,
рисунком, иллюстративным
материалом;
·
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
·
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов
(природоведческих и исторических).
Недочеты:
·
преобладание при описании объекта
несущественных его признаков;
·
неточности при выполнении рисунков,
схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы;
отсутствие обозначений и подписей;
·
отдельные
нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
·
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после
наводящих вопросов;
·
неточности при нахождении объекта
на карте.
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Аудирование
Оценка
«5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого
класса.
Оценка
«4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса,
за исключением отдельных
подробностей, не влияющих
на понимание содержания услышанного в целом.
Оценка
«3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл иноязычной
речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Оценка «2» ставится в том случае,
если обучающиеся не поняли смысла
иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса (индивидуальная работа с
обучающимся по неусвоенному материалу или выявленным пробелам в знаниях).
Говорение
Оценка «5» ставится
в том случае, если общение
осуществилось, высказывания обучающихся
соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах
программных требований для данного класса.
Оценка «4» ставится
в том случае, если общение
осуществилось, высказывания обучающихся
соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом
обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых
норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Оценка «3» ставится
в том случае, если общение
осуществилось, высказывания обучающихся
соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся
выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.
Оценка «2» ставится в том случае, если общение
не осуществилось или высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный
материал и выразили свои мысли на
иностранном языке с такими отклонениями от языковых
норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного (индивидуальная работа с обучающимся по неусвоенному материалу
или выявленным пробелам в знаниях).
Чтение
Оценка «5» -ставится в том случае,
если коммуникативная задача решена и при этом
обучающиеся полностью поняли и осмыслили
содержание прочитанного иноязычного текста в объеме,
предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Оценка «4» -ставится в том случае,
если коммуникативная задача
решена
и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и
частностей, не влияющих на понимание
этого текста, в объеме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Оценка «3» -ставится в
том случае, если коммуникативная задача
решена и при этом обучающиеся
поняли, осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в объеме,
предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса.
Оценка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, обучающиеся не поняли прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса (индивидуальная работа с обучающимся по неусвоенному материалу
или выявленным пробелам
в знаниях).
6.
Содержание, цели,
формы и порядок проведения промежуточной
и итоговой
аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, предусмотренных адаптированной основной общеобразовательной программой ФГОС НОО обучающихся с ЗПР.
Промежуточная аттестация в школе проводится, начиная
со второго класса.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью
повышения ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого
года обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения
обучающимися Федерального государственного образовательного стандарта, определенного адаптированной основной общеобразовательной
программой в рамках учебного года и курса в целом.
Промежуточная аттестация представляет собой оценку результатов освоения
АООП и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Промежуточной аттестации подлежат все учащиеся
2-4 классов.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового
контроля, тематического контроля,
проводимого как учителями, так и администрацией, а также административного контроля. Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим планированием по каждому предмету,
принятым на методическом объединении и утвержденным директором школы.
Периодичность административного контроля определяется планом
работы школы, утвержденным
директором.
Промежуточная аттестация проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости
от достигнутых обучающимися результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения
образования, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных
обстоятельств.
Формами промежуточной аттестации являются:
· письменная проверка – письменный ответ обучающегося на
один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам
относятся: домашние, проверочные, контрольные, творческие работы;
письменные отчеты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; изложения,
диктанты и другое;
·
устная проверка
– устный ответ обучающегося на один или систему
вопросов, беседы, собеседования и другое;
·
практическая работа;
· комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Промежуточная
аттестация по характеру выполнения может быть
репродуктивная, продуктивная, творческая. Иные формы промежуточной аттестации могут
предусматриваться образовательной программой. В случаях, предусмотренных образовательной программой,
в качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение
тех иных заданий,
проектов в ходе образовательной деятельности,
результаты участия в конкурсах, иных подобных
мероприятиях.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной системе,
а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни. Чем больше верно выполненных заданий
к общему объему,
тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
При пропуске
обучающимся по уважительной причине более половины
учебного времени, отводимого на изучение учебного
предмета обучающийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок
проведения промежуточной аттестации определяется школой с учетом учебного плана, индивидуального
учебного плана на основании заявления родителей, законных представителей обучающегося.
Педагогические работники
доводят до сведения
родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации обучающихся посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник
обучающегося, электронный журнал),
так и по запросу родителей
(законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации обучающихся в устной форме. Родители (законные
представители) имеют право на получение
информации об итогах промежуточной аттестации обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, секретарю образовательной организации.
Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации
устанавливаются решением Педагогического совета, иных органов самоуправления
школы.
Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному
плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.
Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и Педагогического совета
школы.
На итоговую оценку на уровне начального общего
образования, результаты которой
используются при принятии
решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующем
уровне, выносятся предметные, метапредметные результаты и результаты освоения
программы коррекционной работы.
Итоговая
аттестация на уровне начального общего образования проводится с учетом
возможных специфических трудностей
обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения
содержанием АООП НОО делается на основании положительной индивидуальной динамики.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП
НОО осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Оценивание достижений планируемых результатов проходит по завершению уровня начального
общего образования.
Если обучающийся испытывает стойкие затруднения в
обучении, родителям (законным
представителям) школьная ППК рекомендует повторно
обратиться в ЦПМПК для уточнения
заключения. При неблагоприятном прогнозе обучающийся может быть оставлен
на повторное обучение с
согласия родителей (законных представителей)
или переведён на индивидуальный учебный план для освоения АООП НОО.
7. Оценка достижения обучающимися с задержкой
психического развития планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы
Коррекционно-развивающее обучение – форма организации образовательного процесса для детей с задержкой
психического развития в образовательной организации, предполагающая создание специальных условий для освоения
детьми данной категории
программы начального общего образования и основного общего
образования.
Оценка
результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС
НОО ОВЗ (ЗПР).
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР
программы коррекционной работы
опирается на следующие принципы:
- дифференциации оценки достижений с учетом
типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
- единства параметров, критериев
и инструментария оценки достижений
в освоении содержания АООП НОО ОВЗ ЗПР, что сможет обеспечить объективность оценки.
Основным объектом
оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной
динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижений в обучении.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР
программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. В целях оценки результатов освоения обучающимися
с ЗПР программы коррекционной работы используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и итоговая (годовая)
диагностика.
Стартовая диагностика выявляет
исходный уровень развития
интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния
нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение
всего времени обучения
обучающегося на начальном
уровне образования, позволяя
судить об успешности (наличие положительной динамики)
или не успешности (отсутствие даже незначительной положительной
динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы.
Целью
итоговой диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного
года), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы
коррекционной работы.
Для оценки результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой
процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа
экспертов объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно
контактирует с обучающимся. Задачей
такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая
обязательно включает мнение семьи, близких
ребенка. Основой оценки продвижения ребенка
в социальной (жизненной) компетенции служит анализ
изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы также учитывается мнение родителей
(законных представителей).
В случаях стойкого
отсутствия положительной динамики
в результатах освоения
программы коррекционной работы обучающийся
в случае согласия родителей (законных представителей) направляется на расширенное психолого
-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести
коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.
8. Порядок
перевода обучающихся с задержкой психического развития в следующий класс, ликвидация академической задолженности
Обучающиеся
, освоившие в полном объеме соответствующую часть образовательной программы,
переводятся в следующий класс.
Неудовлетворительные
результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам
образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при
отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Обучающиеся
обязаны ликвидировать академическую задолженность.
Организация
создает условия обучающемуся для
ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за
своевременностью ее ликвидацию.
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность по итогам
учебного года в срок, установленный решением педагогического совета, но не
позднее 5 сентября.
Для
проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности
во второй раз создается комиссия.
Не
допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной
аттестации.
Обучающиеся,
не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие
академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую
задолженность с момента ее образования,
направляется на ПМПК для уточнения образовательного маршрута. возможного
изменения образовательной программы, либо перевода на обучение по
индивидуальному учебному плану повторное обучение и т.п. по согласованию с
родителями ( законными представителями).
МБОУ «Комсомольская СОШ
№1» информирует родителей обучающихся о необходимости принятия решения об
организации дальнейшего обучения ребенка в письменной форме.