Положение об инклюзивном образовании обучающихся с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Тип документа
Свидетельство
Дата публикации
10.06.2022
164

Положение об инклюзивном образовании обучающихся с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в            МБОУ «Комсомольская СОШ №1»

 

 

Общие положения

 

                          Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Комсомольская СОШ №1»  (далее - ОУ).

                         Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенным в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. 1598, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013                               №1015, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.

В Положении используются следующие понятия в определении Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации №273 ФЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом                                       развитии подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (адаптированная образовательная программа) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

                  Основной целью инклюзивного образования является реализация права на получение общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основе гуманистических ценностей и принципов социальной модели понимания инвалидности; создание специальных образовательных условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения.

                 Задачи инклюзивного образования:

-            освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

-          создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций;

-   индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения;

-      формирование у детей, развивающихся типично, и детей с ОВЗ позитивного опыта социального взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности;

 

2.     Организация инклюзивного обучения

 

 Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:

-     в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися);

-   в форме открытия отдельного (малокомплектного) класса для детей  с ОВЗ.

 По      уровню               включения       ребенка      с    ОВЗ     в    образовательную

деятельность возможны следующие модели инклюзии:

полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)/ адаптированной образовательной программе (АОП) в соответствии с учебным планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий на основе заключения ПМПК (ЦПМПК) о создании специальных условий обучения; программы коррекционной работы АООП (АОП), а также на основе дифференцированного подхода при организации образовательного процесса;

-         частичная инклюзия обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (адаптированной образовательной программе) по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных областей индивидуального учебного плана. Коррекционная помощь оказывается посредством организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с заключением ПМПК (ЦПМПК), программой коррекционной работы АООП (АОП). Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместной образовательной и воспитательной деятельности и не противоречит рекомендациям психолого-педагогического консилиума Школы;

-    социальная инклюзия – при которой учащийся с ОВЗ обучается по индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума Школы.

      Выбор формы совместной урочной и внеурочной деятельности в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется решением психолого-педагогического консилиума Школы совместно с родителями/законными представителями, и зависит от степени выраженности особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению в среду типично развивающихся сверстников и фиксируется в индивидуальном учебном плане обучающегося с ОВЗ.

                 Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в Школе являются:

·    создание адаптивной образовательной среды, учитывающей особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ;

·    создание специальных образовательных условий;

·    деятельность службы психолого–педагогического и социального сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи;

·        повышение квалификации педагогических работников и администрации Школы в области инклюзивного образования.

                   Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по АООП (АОП) осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей)   и на                      основании           заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

                     Форма получения общего образования и форма обучения по общеобразовательной программе предметов образовательных областей учебного плана определяются совместно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с ОВЗ и специалистами психолого-педагогического консилиума Школы. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения, учитывается мнение ребенка.

    Этапы реализации инклюзивного образования в школе: Предварительный этап:

·        предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе предоставленных документов и запроса родителей (законных представителей);

·        предварительное определение для учащегося модели инклюзивного образования, учитывающей особые образовательные потребности учащегося с ОВЗ и этап включения в образовательный процесс;

·        определение класса, в который, зачисляется обучающийся с ОВЗ;

·        разработка адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы);

·        определение                  специалистов                  для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью создания специальных образовательных условий в соответствие с заключением ПМПК (ЦПМПК);

·        заключение договора с родителями (законными представителями).

Диагностический этап:

устанавливается на первую четверть с момента начала обучения в инклюзивной форме и включает в себя;

·        организацию диагностической работы учителя и специалистов


психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП (АОП);

·        по истечении диагностического периода разработку психолого- педагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением о рекомендованной форме родителей/законных представителей обучающегося с ОВЗ.

Основной этап:

·        разработка индивидуального учебного плана, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ; корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;

·        реализация адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы);

·        мониторинг реализации адаптированной основной общеобразовательной                      программы (адаптированной образовательной программы);

·        вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ПМПК (ЦПМПК).

 

3.     Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании

 

                  Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН в отношении предельной наполняемости классов.

                 Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся            с        ОВЗ         определяются            адаптированной                    основной общеобразовательной программой (АООП/АОП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной         программой                    реабилитации/абилитации        инвалида (ИПРА).

               Адаптированная                         основная общеобразовательная программа/адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

               При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

               Адаптированная                         основная                   общеобразовательная программа/адаптированная образовательная программа школы реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

               Обязательным                 разделом                адаптированной                   основной общеобразовательной программы/адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы. Коррекционно- развивающая работа в школе проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

               Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется школой в соответствии с установленными требованиями СанПиН.

               Режим работы при организации инклюзивного образования определяется Школой самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН.

               Адаптированные                        основные                   общеобразовательные программы/адаптированные образовательные программы могут реализовываться школой как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.

                   Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом Школы.

                   Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.

                   Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.

                   Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Государственная итоговая аттестация выпускников МБОУ «Комсомольская  СОШ №1»,  обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/адаптированным образовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.

                   Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным

общеобразовательным программам/ адаптированным образовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании установленного образца.

 

4.   Порядок принятия и срок действия Положения

 

               Данное Положение рассматривается и принимается на психолого- педагогическом консилиуме МБОУ «Комсомольская СОШ №1»  и утверждается приказом директора образовательной организации.

               Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения.

               Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета.

               Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете МБОУ «Комсомольская СОШ №1» в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом директора. После принятия новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.

Прикрепленный файл

pdf
polozhenie-ob-inklyuzivnom-obuchenii-kssh-1_optimized.pdf 442,43 Kb 06.02.2024