Положение об инклюзивном образовании обучающихся с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Положение об инклюзивном образовании обучающихся с ОВЗ с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов в МБОУ «Комсомольская СОШ №1»
Общие положения
Настоящее Положение
определяет порядок организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в МБОУ «Комсомольская СОШ №1» (далее - ОУ).
Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом
от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о
правах инвалидов», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенным
в действие Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598, Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015, Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26.
В Положении используются следующие понятия в определении Федерального Закона Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации №273 ФЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией
и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная основная
общеобразовательная программа (адаптированная образовательная программа) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
Основной
целью инклюзивного образования является
реализация права на получение общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основе гуманистических ценностей
и принципов социальной модели понимания инвалидности; создание специальных образовательных условий для коррекции
нарушений в их развитии и социальной адаптации, индивидуализация образовательного процесса
на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения.
Задачи инклюзивного образования:
-
освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
-
создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции
особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций;
-
индивидуализация
образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и
методов обучения;
-
формирование у детей, развивающихся типично, и детей с ОВЗ позитивного опыта социального взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности;
2. Организация инклюзивного обучения
Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:
-
в форме совместного
обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися);
-
в форме открытия отдельного (малокомплектного) класса для детей с ОВЗ.
По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательную
деятельность возможны
следующие модели инклюзии:
полная инклюзия, при которой
обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или
в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия
в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по адаптированной основной
общеобразовательной программе (АООП)/
адаптированной образовательной
программе (АОП) в соответствии с учебным планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий
на основе заключения ПМПК (ЦПМПК) о создании специальных условий обучения; программы
коррекционной работы АООП (АОП), а
также на основе дифференцированного подхода при организации образовательного процесса;
-
частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются
по адаптированной основной
общеобразовательной программе (адаптированной
образовательной программе) по индивидуальным учебным
планам, совмещая совместное
обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными/групповыми занятиями
по другим предметам
образовательных областей индивидуального учебного плана. Коррекционная помощь оказывается посредством организации
групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих
занятий в соответствии с заключением ПМПК (ЦПМПК), программой коррекционной работы АООП (АОП). Обучающиеся с ОВЗ участвуют
в занятиях и мероприятиях внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми,
не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместной образовательной и воспитательной деятельности и не противоречит рекомендациям психолого-педагогического консилиума Школы;
- социальная
инклюзия – при которой учащийся с ОВЗ
обучается по индивидуальному учебному
плану, преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив
сверстников, не имеющих особенностей развития,
на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях
внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума Школы.
Выбор формы
совместной урочной и внеурочной деятельности в
процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется решением психолого-педагогического консилиума Школы совместно с
родителями/законными представителями, и зависит от степени выраженности особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению
в среду типично развивающихся сверстников и фиксируется в индивидуальном учебном
плане обучающегося с ОВЗ.
Необходимыми
условиями организации инклюзивного образования
в Школе являются:
·
создание адаптивной образовательной среды, учитывающей особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ;
· создание специальных образовательных условий;
·
деятельность
службы психолого–педагогического и социального
сопровождения обучающегося с
ОВЗ и его семьи;
·
повышение квалификации педагогических работников и администрации Школы в области
инклюзивного образования.
Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по АООП (АОП) осуществляется только с согласия
их родителей (законных
представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК).
Форма получения
общего образования и форма обучения
по общеобразовательной программе
предметов образовательных областей
учебного плана определяются совместно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с ОВЗ и специалистами
психолого-педагогического консилиума Школы. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения,
учитывается мнение ребенка.
Этапы реализации инклюзивного
образования в школе: Предварительный этап:
·
предварительная
оценка образовательных потребностей ребенка на основе предоставленных документов и запроса родителей
(законных представителей);
·
предварительное определение для учащегося модели инклюзивного образования, учитывающей особые образовательные потребности учащегося с
ОВЗ и этап включения в образовательный процесс;
·
определение класса,
в который, зачисляется обучающийся с ОВЗ;
·
разработка адаптированной основной общеобразовательной программы
(адаптированной образовательной программы);
·
определение специалистов для осуществления психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в
случае отсутствия необходимых специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью создания специальных образовательных условий в соответствие с заключением
ПМПК (ЦПМПК);
·
заключение договора
с родителями (законными представителями).
Диагностический этап:
устанавливается на первую четверть с момента начала обучения в инклюзивной форме
и включает в себя;
·
организацию диагностической работы учителя и специалистов
психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП (АОП);
·
по истечении
диагностического периода разработку психолого-
педагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением о рекомендованной форме родителей/законных представителей обучающегося с ОВЗ.
Основной этап:
·
разработка индивидуального учебного плана, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ; корректировка адаптированной образовательной программы
в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;
·
реализация адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы);
·
мониторинг реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы);
·
вопрос об
уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ПМПК (ЦПМПК).
3. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании
Общая
наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с
ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН в отношении
предельной наполняемости классов.
Содержание общего
образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной
общеобразовательной программой (АООП/АОП), а для инвалидов
также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации
инвалида (ИПРА).
Адаптированная основная общеобразовательная программа/адаптированная образовательная программа реализуется
с учетом образовательных потребностей групп и отдельных
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов,
в том числе индивидуальных, которые
обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Адаптированная основная общеобразовательная программа/адаптированная образовательная программа школы реализуется через организацию урочной и
внеурочной деятельности.
Обязательным разделом адаптированной основной общеобразовательной программы/адаптированной образовательной программы является программа
коррекционной работы. Коррекционно- развивающая работа в школе проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных
занятий и занятий
внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое
определяется школой в соответствии
с установленными требованиями СанПиН.
Режим работы при организации инклюзивного образования определяется Школой самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН.
Адаптированные основные общеобразовательные программы/адаптированные образовательные программы могут реализовываться школой как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом Школы.
Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо
от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-досуговых,
спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.
Обучение детей с
ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным
в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.
Текущий контроль
успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Государственная итоговая аттестация выпускников МБОУ
«Комсомольская СОШ №1», обучавшихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам/адаптированным образовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.
Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам/ адаптированным образовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании установленного образца.
4. Порядок принятия и срок действия
Положения
Данное Положение
рассматривается и принимается на психолого- педагогическом консилиуме МБОУ «Комсомольская СОШ №1» и утверждается приказом
директора образовательной организации.
Настоящее Положение
принимается на неопределенный срок и вступает
в силу с момента его утверждения.
Данное Положение
может быть изменено
и дополнено в соответствии с вновь изданными
нормативными актами регионального, федерального органов управления образованием только решением
педагогического совета.
Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете МБОУ «Комсомольская СОШ №1» в составе
новой редакции Положения, которое утверждается приказом
директора. После принятия новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.