Положение о библиотеке от 30.06.2022
Положение о школьной
библиотеке
I. Общие
положения
Настоящее
Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральным законом от 25 июля
2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральным
законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию», СП 3.1/2.4.3598-20, СП2.4.3648-20, Гражданским
кодексом Российской Федерации.
1.1. Библиотека является структурным подразделением
МБОУ «Комсомольская СОШ №1» (далее - Школа), участвующим в
учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
1.2. Цели библиотеки соотносятся с
целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их
адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующею освоения профессиональных образовательных программ. воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе. Родине, семье, формирование здорового образа жизни,
1.3. Библиотека руководствуется в
своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации и исполнительных органов Чувашской Республики, решениями отдела
образования Комсомольского района, уставом Школы, положением о школьной библиотеке,
утвержденным директором Школы и другими нормативно-правовыми актами.
1.4.Деятельность библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
1.5. Порядок пользования источниками информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о
библиотеке школS, утвержденными руководителем
школы.
1.6. Школа несет ответственность за доступность и
качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.7. В
библиотеке запрещается распространение экстремистской литературы и иной
информации, негативно влияющей на несовершеннолетних. Не допускается наличие экстремистских
материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо
обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
1.8.
Организация обслуживания участников образовательного
процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями, а в период
распространения новой коронавирусной инфекции(COVID-19)
в соответствии СП 3.1/2.4.3598-20 до
истечения срока действия.
II. Основные задачи
2.1. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участников образовательного процесса - обучающихся,
педагогических работников, родителей (иных законных представителей) обучающихся
(далее - пользователей)доступом к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет): цифровом (CD-диски):
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях:
б) воспитание
культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развитии его творческого потенциала;
в) формирование
навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации;
г) совершенствование
предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных
технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование
комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
3.1. Для реализации основных
задач библиотека:
а) формирует фонд
библиотечно-информационных ресурсов школы:
•
комплектует универсальный фонд учебными,
художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
•
пополняет фонд информационными ресурсами сети
Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в
общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов
общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и
др.);
• осуществляет размещение,
организацию и сохранность документов:
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет
аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и
ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательною
учреждения;
• разрабатывает рекомендательные
библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование
пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
• предоставляет информационные
ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных
потребностей;
• создает условия для реализации
самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой
на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам
независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует
интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией:
•
оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;
•
организует массовые мероприятия, ориентированные на
развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления:
•
содействует членам педагогического коллектива и
администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга
обучающихся (просмотр видеофильмов. СП-дисков, презентации развивающих
компьютерных игр);
•
руководит воспитательной работой с книгой в группах
продленною дня. в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах
(при их наличии);
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные
потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и
здоровьем детей;
• выявляет информационные
потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых
технологий;
• содействует профессиональной
компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
• создает банк педагогической
информации как основы единой информационной службы общеобразовательного
учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам,
разделам и темам;
• организует доступ к банку
педагогической информации на любых носителях: просмотр электронных версий
педагогических изданий;
• осуществляет текущее
информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций),
информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам
управления образовательным процессом;
• поддерживает деятельность педагогических работников в
области создания информационных
продуктов (документов, баз данных. Web-страниц и т.п.);
• способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры: является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами;
д) осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных
законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы
пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку:
• консультирует
по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию
детей:
• консультирует по вопросам
учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности
библиотеки
4.1. Наличие укомплектованной
библиотеки в школе обязательно. Частичная централизация
библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях
проводится по приказу органов управления образованием.
4.2. Структура библиотеки, помимо
традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы
учебников, информационно-библиографической работы. фонд и специализированный
зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию,
мини-издательский комплекс, множительную технику и др.
4.3. Библиотечно-информационное
обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в
соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного
учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.4. В соответствии с Федеральным
законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
в целях защиты
прав и свобод
человека и гражданина
в своей деятельности библиотека
основывается на принципах
приоритета мер, направленных, на
предупреждение экстремистской деятельности:
•
не допускается наличие в
фонде и пропаганда литературы, которая способствует возникновению социальной,
расовой, национальной и религиозной розни;
•
запрещена
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по
признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой
принадлежности или отношения к религии;
•
запрещено наличие и
пропаганда литературы, содержание которой нарушает права, свободу и законные
интересы человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой,
национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
•
запрещены
пропаганда и публичное демонстрирование нацисткой атрибутики или символики,
сходных с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения;
•
запрещены публичные
призывы к осуществлению указанных деяний либо распространение заведомо
экстремистских материалов;
•
запрещено производство и хранение экстремистских
материалов.
Деятельность
школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
В
библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №
114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и
дополнениями).
Не
допускается наличия экстремистских материалов, предназначенных для
распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на
иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо
обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой
деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей
партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения
руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в
соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и
наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского
трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших
с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие
или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие
практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или
частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной
или религиозной группы;
Кроме
того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ
относятся:
•официальные материалы запрещенных экстремистских
организаций;
•материалы, авторами которых являются лица,
осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления
против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой
статьи 1 настоящего Федерального закона;
•любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие
признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального
закона.
В
помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы,
утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
Порядок
доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень
основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах
пользования библиотекой.
Общеобразовательная
организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
Организация
обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими
требованиями и нормами.
4.5. Производство, хранение,
распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за
собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.6.Библиотека нацелена на принятие
профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской
деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин,
условий, способствующих осуществлению экстремисткой деятельности.
4.7.Массовые мероприятия
библиотеки направлены на воспитание толерантности, демократии, гуманизма,
приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, патриотизма,
свободного развития личности.
4.8. Согласно требованиям ФЗ-436 от 29.12.2010г. «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к услугам
пользователей
предоставляются фонды научно-педагогической, методической, учебной, отраслевой,
справочной, художественной, а
также периодические издания
на традиционных и электронных носителях информации, каждый документ
которого имеет знак информационной продукции (графическое и (или) текстовое
обозначение), соответствующий возрастным категориям пользователей.
4.9.Библиотека вправе предоставлять библиотечно-информационные услуги,
перечень которых определяется уставом
школы.
4.10. Спонсорская
помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения
нормативов и (или)абсолютных размеров финансирования из бюджета
общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой
макулатуру расходуются на улучшениематериально-технической базы библиотеки,
подписку профессиональных изданий, газет ижурналов, комплектование фонда
документов.
4.11.В целях обеспечения
модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах
средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
• гарантированным
финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете
учреждения выводится отдельно);
• необходимыми
служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой
библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных
примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН и СП;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным
обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой и
канцелярскими принадлежностями.
4.7.
Школа создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества библиотеки.
4.8.
Ответственность за систематичность и качество
комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий,
создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель
школы в соответствии с уставом учреждения.
4.9.
Режим работы библиотеки определяется заведующим
библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка
школы и с правилами внутреннего распорядка обучающихся у учетом требований СП
3.1/2.4.3598-20 до истечения срока действия. При определении режима работы
библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на
выполнение внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в
месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
• не менее одного раза в месяц - методического
дня.
4.10. В целях
обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с
детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует
с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
5.1. Управление
библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Чувашской Республики и уставом школы.
5.2. Общее руководство
деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.
5.3. Руководство библиотекой
осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем
школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором и уставом школы.
5.4. Заведующий библиотекой
(библиотекарь) назначается руководителем школы, может являться членом
педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета школы.
5.5. Методическое сопровождение
деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и
школьным библиотекам отдела образования Комсомольского района.
5.6. Заведующий библиотекой
(библиотекарь) разрабатывает и представляет директор) школы на утверждение
следующие документы:
а) положение о библиотеке;
б) правила пользования
библиотекой;
в) планово-отчетную документацию;
г) режим работы библиотеки.
5.7. На работу в
библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку,
соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)квалификации.
5.8. Заведующий библиотекой (библиотекарь) (далее - Работник
библиотеки) может осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение
библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется
Работником библиотеки только на добровольной основе.
5.11. Трудовые отношения Работника библиотеки и школы регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству
Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности Работника библиотеки
6.1. Работник библиотеки имеет право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы
библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями изадачами, указанными в уставе Школы и
положении о библиотеке Школы:
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники
комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в
соответствии с правилами пользования библиотекой Школы, утвержденными директором
школы, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) вносить
предложения директору Школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок,
доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую
в круг основных обязанностей работников библиотеки: по компенсационным мероприятиям,
связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива
работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении Школы
в порядке, определяемом уставом этого учреждения;
з) иметь
ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии
с коллективным договором между работниками и руководством школы или иными локальными
нормативными актами;
и) быть
представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным
для работников образования и культуры;
к) участвовать
в соответствии с
законодательством Российской Федерации
в работе библиотечных ассоциаций
или союзов.
6.2. Работник библиотеки
обязан:
а) обеспечить
пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки:
б) информировать пользователей о видах
предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию
фондов и каталогов;
г) формировать
фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий,
образовательными программами Школы, интересами, потребностями и запросами всех
категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать
режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой Школы;
к) с целью своевременного выявления экстремистских
изданий в фонде библиотеки осуществлять сверку изданий, находящихся в
библиотечном фонде школы, и поступающей литературы с «Федеральным списком
экстремистских материалов» в составе комиссии не реже одного раза в квартал.
Выявленные экстремистские издания перевести с открытого доступа в закрытый фонд
и на обложку издания наклеить ярлык со специальной пометкой (красный
восклицательный знак), изымаются из библиотечного фонда.
и) повышать квалификацию.
з) отчитываться в установленном
порядке перед директором Школы:
VII. Права и обязанности
пользователей библиотеки
7.1.
Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться
справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную
помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования
документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых
библиотекой;
и) обращаться для разрешения
конфликтной ситуации к руководителю школы.
7.2. Пользователи библиотеки
обязаны:
а) соблюдать правила пользования
библиотекой;
б) бережно относиться
к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах
подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю:
в) поддерживать
порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения
карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и
справочными документами только в помещении библиотеки;
д) расписываться в читательском формуляре за каждый
полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);
е) возвращать документы
в библиотеку в установленные сроки:
ж) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в школы.
з) ) прибыть в библиотеку в соответствии с
ежегодно утверждаемым графиком
посещения школьной библиотеки, а в период распространения новой коронавирусной
инфекции(COVID-19) в соответствии с
требованиями СП 3.1/2.4.3598-20 до истечения срока действия СП 3.1/2.4.3598-20.
7.3. Порядок пользования
библиотекой:
а) запись
обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном
порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения,
родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;
б) перерегистрация пользователей
библиотеки производится ежегодно:
в) документом,
подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр:
в) читательский формуляр
фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их
возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования
абонементом:
а) пользователи
имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов
одновременно;
б) максимальные сроки пользования
документами:
- учебники, учебные пособия -
учебный год;
- научно-популярная,
познавательная, художественная литература - 1 месяц:
- периодические издания, издания
повышенного спроса - 15 дней;
в) пользователи
могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со
стороны других пользователей.
7.5. Порядок работы с
компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится в присутствии Работника библиотеки:
б) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его Работником библиотеки:
г) по всем
вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к Работнику библиотеки; запрещается обращение
к ресурсам Интернета, предполагающим оплату:
д) работа с
компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям
и санитарным правилам.
VIII. Порядок
выдачи и возврата учебников
8.1.
Порядок пользования учебной литературой определяется Положением о библиотеке,
Правилами пользования библиотекой и данным Положением.
8.2.
К обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах
федеральных государственных образовательных стандартов, относятся:
• обучающиеся, осваивающие программу
начального общего образования;
• обучающиеся, осваивающие программу
основного общего образования;
• обучающиеся, осваивающие программу
среднего общего образования.
8.3.
Школа бесплатно обеспечивает обучающихся учебниками, учебными и
учебно-методическими пособиями в соответствии с федеральным перечнем учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования в пределах федеральных государственных
образовательных стандартов. Обеспечение обучающихся указанными изданиями
осуществляется за счет изданий, имеющихся в фонде школьной библиотеки.
Библиотечный фонд ежегодно пополняется необходимыми учебниками, учебными и
учебно-методическими пособиями.
8.4.
Учебная литература используется не менее 5 лет, но при соответствии
Федеральному стандарту и Федеральному перечню учебников может использоваться до
10 лет (письмо Министерства образования и науки РФ от 08.12.2011г. №
МД-1634/03).
8.5.
Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы, необходимые
обучающимся для освоения учебных предметов, курсов, дисциплин за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов, родители (законные
представители) приобретают самостоятельно.
8.6.
Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на
дому по основным общеобразовательным программам с использованием дистанционных
образовательных технологий на период получения образования учебники
предоставляются в пользование бесплатно.
Детям-инвалидам
и детям с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается надлежащее
размещение оборудования и носителей информации о порядке предоставления услуги,
ее оформление в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их
жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги
текстовой информации на электронных носителях, зрительной информации звуковой
информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации
знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне,
допуск сурдопереводчика и тифлопереводчика.
8.7.
Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы (рабочие программы,
поурочное планирование, методические пособия и т.п.) для личного пользования
учителя школы приобретают самостоятельно. Если данные издания имеются в наличии
в фонде библиотеки, учителя обеспечиваются ими в единичном экземпляре
бесплатно.
8.8.
Учебники, учебные и учебно-методические пособия предоставляются обучающимся
школы в личное пользование по одному комплекту сроком на один год независимо от
того, на какой срок обучения они рассчитаны. Второй комплект учебников может
быть выдан по заявлению родителей в связи с ухудшением здоровья обучающегося
при наличии свободных экземпляров в библиотеке.
8.9.
Перед началом учебного года библиотекарь выдает учебники на класс классным
руководителям 1-11 классов по графику, утвержденному директором школы. Выдача
учебной литературы классным руководителям фиксируется в «Книге выдачи
учебников» и подтверждается подписью классного руководителя.
8.10.
Обучающиеся школы получают учебники и учебные пособия из фонда библиотеки у
классных руководителей в начале учебного года. Выдача учебников и учебных
пособий родителям 1-х классов и обучающимся 2-9 классов фиксируется классными
руководителями в «Ведомости выдачи и возврата учебников» и подтверждается
личной подписью одного из родителей обучающегося в 1 классе, а во 2-11 классах
– личной подписью обучающегося. «Ведомости выдачи и возврата учебников»
хранятся в библиотеке. Классные руководители 1-11 классов проводят
беседу-инструктаж обучающихся своего класса и их родителей (законных
представителей) о правилах пользования учебниками.
8.11.
В исключительных случаях обучающиеся (должники, вновь прибывшие, а также для
подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, на летнее обучение) получают учебники у библиотекаря.
Учебники для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ обучающимся 9-х и 11-х классов и вновь прибывшим
выдаются только при наличии их в библиотеке. Выдача необходимых учебников на
летний период фиксируется в читательских формулярах под личную подпись
обучающихся.
8.12.
Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. В течение
одной недели обучающиеся должны просмотреть все учебники и учебные пособия,
выданные им в личное пользование. При обнаружении дефектов, мешающих восприятию
учебного материала (отсутствия листов, порчи текста) обучающийся или его
родители (законные представители) могут обратиться в библиотеку для замены его
другим. Учебник может быть заменен при его наличии в фонде библиотеки. По
истечении указанного срока претензии по внешнему виду и качеству учебника
библиотекой не принимаются, а ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых учебниках несет тот обучающийся, который ими пользовался.
8.13.
В конце учебного года и при переходе обучающегося в течение учебного года из
школы в другую образовательную организацию учебники, учебные пособия, рабочие
тетради и учебно-методические материалы, предоставленные в личное пользование
обучающихся, возвращаются в библиотеку школы. В случае порчи или утери
учебника, учебного или учебно-методического пособия, предоставленного
обучающемуся в личное пользование, родители (законные представители) обязаны
возместить ущерб и вернуть в библиотеку новый учебник.
8.14.
Обучающиеся выпускных классов перед получением документа об окончании школы
обязаны полностью рассчитаться с библиотекой (по обходному листу).
8.15.
Возврат учебников в конце учебного года осуществляется по графику,
составленному заведующей библиотекой и утвержденному директором школы.
Прием
учебников производится:
• от обучающихся 1 – 8, 10 классов -
классными руководителями;
• от обучающихся 9 и 11 классов -
заведующей библиотекой совместно с классными руководителями.
Классный
руководитель обеспечивает 100% явку обучающихся со всеми учебниками в
соответствии с графиком.
8.16.
Обучающиеся обязаны сдать учебники в школьную библиотеку в состоянии,
соответствующем единым требованиям по их использованию и сохранности.
IX.
Правила пользования учебниками для обучающихся и родителей
9.1.
Обучающиеся имеют право получать учебники, предусмотренные образовательными
программами школы, во временное пользование из фонда библиотеки бесплатно.
9.2.
Учебники выдаются обучающимся сроком на один год, независимо от того, на какой
срок обучения они рассчитаны, без права передачи и продажи. Возврат учебников
гарантируется родителями (законными представителями).
9.3.
Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. Проблемы
нехватки учебников решаются через обменно-резервный фонд школ района
(областного центра).
9.4.
Обучающиеся должны подписать каждый учебник, полученный из фонда школьной
библиотеки (учебный год, фамилия, имя, класс).
9.5.
Учебник должен иметь дополнительную съёмную обложку.
9.6.
В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать страницы и т.д.
9.7.
Обучающиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде, по
необходимости ремонтировать их.
9.8.
Учебники должны возвращаться в библиотеку в установленные сроки в конце
учебного года, до летних каникул.
9.9.
Выпускники (9,11 классов) обязаны рассчитаться с библиотекой по истечении срока
обучения (до получения аттестата).
9.10.
Обучающиеся, выбывающие в течение учебного года, обязаны сдать учебники перед
получением документов.
9.11.
В случае порчи или утери учебников обучающиеся обязаны возместить их новыми или
равноценными по согласованию с заведующим библиотекой.
9.12.
Ответственность за сохранность полученных школьных учебников несут как
обучающиеся, так и их родители (законные представители).
СОГЛАСОВАНО На заседании Совета родителей от 05.02.2021 Протокол №4 |
СОГЛАСОВАНО На заседании Совета обучающихся родителей от 04.02.2021 Протокол №3 |
|