Положение о едином орфографическом режиме

Тип документа
Положение
Дата публикации
31.08.2022
511



1.                                                                                                                                Общие положения

 

1.1.                       Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ

«Комсомольская СОШ №1», методическими рекомендациями Минобрнауки Российской Федерации «Соблюдение единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности в начальной и основной школе» (2016 год)

1.2.                           Положение о едином орфографическом режиме в общеобразовательной организации (далее - ОО) разработано с целью формирования общей культуры обучающихся, воспитанников и работников ОО, подготовки обучающихся и воспитанников к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности; организованного осуществления образовательной деятельности, соблюдения преемственности единого орфографического режима.

1.3.                         Единый орфографический режим в ОО это единые требования к речи обучающихся, воспитанников и педагогических работников.

1.4.                       Задачи введения единого орфографического режима в ОО:

            повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся и педагогических работников;

            воспитание речевой культуры обучающихся и воспитанников общими  усилиями педагогических работников ОО;

            эстетическое                       воспитание     школьников     и     дошкольников,     привитие эстетического вкуса;

            формирование                      морально-этических    норм    поведения    обучающихся    и дошкольников через овладение ими культурой речи.

1.5.                       Настоящее Положение распространяется на всех обучающихся, воспитанников и педагогических работников ОО.

 

2.             Общие требования по выполнению

единого орфографического режима в общеобразовательном учреждении

 

2.1.   Администрация ОО направляет и координирует работу по внедрению единого орфографического режима в школе, осуществлять плановый и внеплановый мониторинг с целью соблюдения единого орфографического режима обучающимися, воспитанниками и педагогическими работниками.

2.2.   Каждый педагогический работник несёт ответственность за ведение любой документации в соответствии с требованиями единого орфографического режима и в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского литературного языка.

2.3.   Каждый педагогический работник несёт ответственность за соответствие всех размещенных на всеобщем обозрении материалов (объявления, стенды, газеты и т.д.) орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного языка.

2.4.   Каждый педагогический работник особое внимание должен уделять словарной работе с обучающимися и воспитанниками. Необходимо разъяснять лексическое значение трудных слов по каждому разделу учебной программы.

2.5.   Каждый педагогический работник должен прививать обучающимся и воспитанникам навыки работы с книгой, включая справочную литературу, словари (в том числе Интернет –источники).

2.6.   Учитель-предметник несёт ответственность за правильное, грамотное оформление классной доски к уроку и во время урока. Записи на доске необходимо делать чётко, аккуратно, разборчивым почерком, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Домашнее задание записывается учителем в обязательном порядке на доске.

 

 

 

 

 

3 . Требования к речи обучающихся и воспитанников

 

3.1.                       Обучающиеся и воспитанники в соответствии с возрастными нормами должны уметь:

·           давать ответ на заданный вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или небольшого по объему текста; односложные ответы необходимо исключить;

·           правильно строить сложноподчиненные предложения;

·           давать развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения, который должен иметь четкую структуру: тезис, аргумент(ы), вывод;

·           говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;

·           отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;

·           излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно- следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

·           правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

·           отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

·           оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно (только обучающиеся)

·           строить высказывания в определенном стиле в зависимости от цели и ситуации общения (только обучающиеся)

3.2.   Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

·           правила произношения и постановки ударения;

·           правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи.

·           правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

·           правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).

3.3.   Речь обучающихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры обучающихся и воспитанников важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь педагога и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее.

 

4.                          Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи обучающихся и воспитанников

 

4.1             Речевая культура школьников и дошкольников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива. С этой

целью рекомендуется каждому педагогу:

           тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;

           грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном электроном журнале, в дневниках обучающихся, в рабочих планах и т.п.);

           писать разборчивым почерком;

           не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.

           на всех видах образовательной деятельности больше внимания уделять формированию умений обучающихся и воспитанников анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения соответствии с возрастом);

           на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучающимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

           любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, исправляя допущенные ошибки;

           шире использовать выразительное чтение вслух как один из важных приемов формирования культуры устной речи обучающихся и воспитанников, как средство эмоционального и логического осмысления текста;

           непрерывно учить школьников и воспитанников работе с книгой том числе рассматривать иллюстрации, работать с форзацем), пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.;

           систематически проводить работу по обогащению словарного запаса обучающихся и воспитанников, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета, темы. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости;

           следить за аккуратным ведением тетрадей обучающихся, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

 

Учителям начальных классов:

           показывать обучающимся образцы устной и письменной речи (обязательное соблюдение орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных

норм, норм лексической сочетаемости и так далее);

           использовать все виды пересказа для расширения и активизации словарного запаса обучающихся, для практического усвоения нормированной устной и письменной речи;

           для совершенствования речи использовать такие методические приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний по различным предметам, работа в постоянных и сменяемых парах и так далее.

 

Всем работникам школы:

           добиваться повышения культуры устной разговорной речи обучающихся и воспитанников, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений как на уроке, так и вне урока;

           шире использовать все формы внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,

факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры обучающихся;

           тщательно проверять грамотность плакатов, презентаций, школьных газет, объявлений и другого, а также документов, выдаваемых на руки обучающимся и их родителям (законным представителям);

           при планировании общешкольных мероприятий, работы классного руководителя, воспитателя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи обучающихся, воспитанников в школе и дома.

 

Учителя русского языка и литературы

Учителя русского языка и литературы (желательно вместе с учителями иностранных языков) являются координаторами работы по обеспечению единого речевого режима в школе, при необходимости консультируют учителей других предметов.

 

5.             Ведение тетрадей обучающимися

 

5.1.                     Ведение тетрадей по всем предметам является обязательным (кроме физической культуры и изобразительного искусства).

5.2.                      Обучающиеся должны использовать стандартные тетради, состоящие из 12–18 листов. Общие тетради могут использоваться с 5-го класса по усмотрению педагога.

5.3.                       Для выполнения всех видов работ, обучающиеся начальной школы должны иметь следующее количество тетрадей:

       по русскому языку в 1–4 классах - 2 тетради; в период обучения грамоте первоклассники выполняют обучающие работы в тетрадях с печатной основой (прописях), но по усмотрению учителя часть упражнений может выполняться в обычных тетрадях;

       по математике в 1–4 классах - 2 тетради;

       по изобразительному искусству - 1 альбом;

       по     английскому языку –2 тетради в клетку;

       фиксация наблюдений природных явлений по окружающему миру во 2–4 классах  ведется в рабочей тетради;

       по музыке - 1 тетрадь;

       во 2–4 классах – 1 тетрадь по развитию речи для выполнения творческих работ, написания сочинений, изложений, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения работ и работ над ошибками.

5.4.     Для контрольных работ по русскому языку, математике используются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками.

5.5.        Тетради для обучающихся 1 класса подписываются  учителем или родителями

 (законными представителями), во 2–4 классах обучающимися или родителями

 (законными представителями).

5.6.    В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку не пишется. Со второго полугодия в 1 классе, а также во 2 - 3 классах обозначается время работы: число

- арабской цифрой, название месяца – прописью. С 4 класса в записи даты писать имена числительные прописью (Первое сентября).

5.7.   На следующей после даты рабочей строке по центру проводится запись названия работы: «Классная работа», «Домашняя работа». Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком в тетрадях по русскому строку не пропускать. Верхняя строка является рабочей. В тетрадях по математике между датой и словами классная (домашняя) работа пропускать 1 клетку. Между классными и домашними работами по математике пропускать 4 клетки, по русскому языку – 2 строки. После фраз «Классная работа», «Домашняя работа», после написания даты ставим точку.

5.8.  Запись слова «упражнение» обязательна. Во втором классе допустима краткая форма записи (упр.15); а в третьем - четвертом классах - только полная. Данная запись выполняется по центру строки.

5.9.        В 1 – 4 классах проводится работа по каллиграфии. Целесообразно строить эту работу, ориентируясь на индивидуальный подход, так как у каждого обучающегося свои трудности в написании букв и их элементов.

5.10.    Для выполнения всех видов работ обучающиеся основной и старшей школы должны иметь следующее количество тетрадей:

       по математике в 5-6 кл. - 2 тетради, в 7-9 кл. 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии), в 10-11 кл. 2 общие тетради (1 по алгебре и началам анализа и 1 по геометрии); кроме того, в 11 классе рекомендуется 1 тетрадь, папка накопитель для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ;

       по физике 2 тетради (1 - для выполнения классных и домашних работ, решения задач, 1 - для оформления контрольных и лабораторных работ, которая хранится в кабинете в течение года);

       по технологии - 1 общая тетрадь (желательно на весь период обучения);

       по информатике - 2 тетради (1 - для выполнения классных и домашних работ, решения задач, 1 - для оформления контрольных и практических работ);

       по русскому языку в 5-9 кл. - 4 тетради (2 – для классных и домашних работ, 1 - для контрольных работ, 1 - по развитию речи), в 10-11 кл. - 2 тетради (1 - рабочая и 1 – для контрольных работ). Количество листов: 12 18;

       по литературе в 5- 8 классах - 1 тетрадь; в 9-11 – 2 тетради (1 - рабочая и 1 – для творческих работ). Количество листов: 5-6 кл. – 18 листов, 7- 8- кл. – 24 листа, 9-11 –общая тетрадь; для творческих работ 12 18 листов в линейку;

       по географии - 1 тетрадь и контурные карты;

       по химии - 2 тетради (1 для выполнения домашних и классных работ, оформления лабораторных опытов, решения задач, 1 - для выполнения практических работ, которая хранится в кабинете в течение года);

       по биологии, природоведению, ОБЖ, - в 5-11 кл. 1 тетрадь, возможно использование тетради для проверочных работ;

       по истории в 5-9 кл. - 1 тетрадь; 10 – 11- 1 тетрадь;

       по обществознанию - 1 тетрадь;

       по иностранному языку - 2 тетради в клетку, возможно использовать тетрадь-словарь для записи новых слов и тетрадь для проверочных работ;

       по ИЗО - альбом или папка;

       по музыке - 1 тетрадь.

5.11.        Для контрольных, лабораторных, работ по развитию речи, творческих выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них определенных работ и работ над ошибками.

5.12.        В тетрадях по русскому языку (5 -11 классы):

       число и месяц выполнения работы записываются словами в именительном падеже;

       на отдельной строке указывается, где выполняется работа;

       на отдельной строке указывается вид работы;

       пропускать строчки в работе запрещается;

       необходимо пропускать 2 строчки между разными работами для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу;

       после написания числа, вида работы, темы ставим точку.

5.13.        В тетрадях по математике (5 - 11 классы):

       дата выполнения работы записывается арабскими цифрами;

       на первой строке указывается, где выполняется работа;

       на второй строке указывается вид работы, тема урока;

       на третьей строке указывается номер задачи, упражнения, задания;

       записи необходимо начинать с самой верхней полной клетки;

       между разными заданиями необходимо пропускать 2 клетки;

       между разными работами для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу необходимо пропускать 4 клетки.

5.14.        Записи в тетрадях необходимо делать синей пастой, аккуратно, грамотно, разборчивым почерком. Разрешается по требованию учителя делать записи цветным карандашом, цветной пастой, цветными чернилами.

5.15.        Тетради должны иметь эстетичный вид. Тетради не должны содержать рисунки, записи, наклейки, аппликации, не относящиеся к предмету.

5.16.        Обложка тетради должна быть   подписана     согласно      образцу

(Приложение 1).

5.17.        В тетрадях в обязательном порядке указываются: дата; где выполняется работа; вид работы; тема урока; номер упражнения, задачи, вопроса согласно образцу (Приложение 2).

5.18.        В тетрадях по любому предмету обязательны поля с внешней стороны (полных 4 клетки или 2 см). Запрещается на полях делать записи без указания учителя.

5.19.        Текст в тетрадях должен быть разделён на смысловые абзацы. В начале абзаца необходимо соблюдать «красную строку» (отступ от края тетради 2 см).

5.20.        Схемы, рисунки, подчёркивания необходимо выполнять только по указанию учителя. Обязательно аккуратно, с помощью линейки, простым карандашом; по указанию учителя пастой любого цвета, кроме красного. Рисунки, иллюстрирующие содержание, задачи выполняются в тетради:

                  по геометрии слева от условия задачи;

                  по физике – справа от условия задачи.

5.21.        Ошибка, допущенная обучающимся, аккуратно зачёркивается ручкой один раз и сверху или рядом пишется другой вариант ответа.

5.22.        Запрещается заключать неверные написания в скобки.

5.23.        Запрещается для исправления использовать корректор.

5.24.        Запрещается делать записи, подчёркивания, рисунки, графики и т.д. красной пастой.

5.25.        Запрещается записывать домашние задания в тетрадях.

5.26.        Работа над ошибками с целью предупреждения повторения аналогичных ошибок обязательна во всех тетрадях по всем предметам после каждой работы. Порядок работы над ошибками определяет учитель.

 

6.                                                          Требования к учителям по работе с тетрадями обучающихся

 

6.1.                         Каждый     учитель    обязан     проверять     тетради     обучающихся, исправлять орфографические и пунктуационные ошибки или указывать на них (контрольные работы).

6.2.   Подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

6.3.   Запрещается при проверке использовать ручку с синей пастой, карандаш, корректор.

6.4.        Все        контрольные              работы    обязательно    оцениваются.    Все    отметки    за контрольную работу, контрольное изложение, контрольное сочинение, включая отметки

«2», выставляются в классный журнал.


6.5.   Классные и домашние письменные работы оцениваются. Отметки в классный журнал ставятся за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

6.6.   При оценивании работ учитель руководствуется нормами оценки учебных  достижений обучающихся по предмету.

 

7.                                                        Периодичность и сроки проверки тетрадей обучающихся

 

7.1.                               Учителя - предметники обязаны регулярно осуществлять проверку тетрадей с целью установить:

       наличие работ;

       качество выполняемых заданий, подлежащих оцениванию;

       ошибки, допускаемые обучающимся, для принятия мер по их устранению.

7.2.                                        Периодичность и сроки проверки тетрадей должны быть оптимальными для эффективной организации процесса обучения.

7.3.                                        Начальные классы: тетради проверяются ежедневно у всех обучающихся по всем предметам.

7.4.       Русский язык, математика, иностранные языки:

    в 5-х классах после каждого урока у всех обучающихся;

       в 6 классах (первое полугодие) - после каждого урока только у слабых обучающихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы тетради у всех обучающихся проверялись не реже 2 раз в неделю.

       в 6-х классах (II-е полугодие), после каждого урока выборочно, но два раза в неделю у всех обучающихся;

       в 7 -9-х классах после каждого урока выборочно, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех обучающихся были проверены, наиболее значимые работы по своей важности проверяются у всех обучающихся;

       в 10-х, 11-х (12) классах после каждого урока выборочно, но с таким расчётом, чтобы два раза в месяц тетради всех обучающихся были проверены, наиболее значимые работы по своей важности проверяются у всех обучающихся.

7.5.   Остальные предметы: не реже одного раза в месяц.

7.6.   Тетради для контрольных, творческих работ, по развитию речи, для лабораторных и практических работ (5-е 11-е классы):

       контрольные работы по математике, диктанты проверяются у всех обучающихся и возвращаются к следующему уроку;

       изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются обучающимся не позже чем через 2 дня; а в V XI (XII) классах не позже, чем через неделю;

       контрольные работы по математике, физике, химии и иностранному языку в V XI

(XII) классах проверяются, как правило, к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) через один-два урока.

       лабораторные и практические работы – проверяются и возвращаются не позднее чем через семь дней.

7.7.   В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

       при проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике обучающихся I IV классов учитель зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий. При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания; на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I орфографическая ошибка, V

  пунктуационная);


       при проверке изложений и сочинений в V – ХI (XII) классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические знаком Л, речевые знаком Р, грамматические знаком Г;

       при проверке тетрадей и контрольных  работ учащихся V XI (XII) классов по русскому языку и математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

       по иностранному языку в V XI (XII) классах учитель исправляет ошибку, допущенную учеником, сам;

       подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой после проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок;

       Работа над ошибками, как правило, осуществляется в рабочих тетрадях.

 

8.                                                                                         Требования к рефератам обучающихся

 

8.1.   Реферат это творческая работа, самостоятельное исследование обучающегося по конкретной теме, по определенной проблеме на основе глубокого изучения научной, научно- популярной литературы, других видов источников.

8.2.   Руководство работой обучающегося над рефератом осуществляется педагогическим работником.

8.3.        Реферат должен иметь следующую структуру:

-           титульный лист;

-           оглавление с указанием названия и начальных страниц глав (разделов);

-           введение;

-           основную часть (разделы, части);

-           заключение;

-           список использованных источников и литературы;

-           приложения (документы, иллюстрации, таблицы, схемы и др.).

8.4.   Введение должно содержать обоснование выбора темы, её актуальность, значимость в настоящем и будущем, подходы к решению проблемы, наличие противоречивых точек зрения на проблему, личные мотивы и обстоятельства интереса ктеме, цели и задачи работы.

8.5.   Основная часть это изложение материала в соответствии с планом по главам, (разделам), каждая из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждая глава (раздел) должна быть озаглавлена. Основная часть должна содержать критический обзор источников; собственные версии, оценки автора реферата. В тексте должны быть ссылки на использованную литературу.

8.6.   Заключение – это выводы по результатам исследования. Заключение должно быть чётким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Должно содержать собственную позицию автора работы и значимость работы для автора, практическую значимость реферата. Заключение не должно по объёму превышать введения.

8.7.            Объём реферата, как правило, не должен превышать 20 страниц компьютерного набора. Приложения в расчёт страниц не входят.

8.8.   Текст реферата должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman, 14 размера, через полуторный междустрочный интервал. Напечатан на бумаге стандартной формы: лист 4 А. Поля страницы: левое 3 см, правое

  1,5 см, верхнее и нижнее 2 cм. Абзац должен равняться четырём знакам (1,25 см).


8.9.   Нумерация страниц должна быть сквозной, включая список используемой литературы и все приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом нижнем углу или сверху в центре листа без точки. Первой страницей является титульный лист, но на нём номер страницы не ставится.

8.10.    Титульный лист должен быть оформлен согласно образцу (Приложение 3) и содержать следующие сведения: полное название образовательной организации; название учебного предмета; тема реферата; фамилия, имя, отчество, класс автора реферата; фамилия, имя, отчество (инициалы) руководителя или учителя, который проверил реферат; место и год написания реферата .

8.11.    Заголовки глав (разделов) основной части реферата пишутся с заглавной буквы, располагаются в середине строки, не подчёркиваются. Допускается выделение жирным шрифтом. Точки в конце не ставятся. Если заголовок включает несколько предложений, они разделяются точками.

8.12.    Переносы слов в заголовках не допускаются.

8.13.    Каждая структурная часть реферата (введение, основная часть, заключение и т.д.) должна начинаться с новой страницы. Каждое приложение помещается на новой странице.

8.14.    Расстояние между названием главы (раздела) и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам.

8.15.    В тексте реферата инициалы авторов указываются перед фамилиями.

8.16.    Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. При оформлении таблиц слово таблица пишется слева, указывается порядковый номер таблицы без значка № перед цифрой, точка не ставится. Если в тексте одна таблица, то номер не ставится и слово таблица не пишется. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

8.17.    Все иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки и т.д.) должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной. Если иллюстрация единственная, то она не нумеруется. Иллюстрация должна иметь название, которое помещается под иллюстрацией. При оформлении рисунков и схем слова рисунок и схема пишутся под ними и выделяются курсивом.

8.18.        Цитаты обязательно заключаются в кавычки и приводятся в грамматической форме источника с сохранением особенностей авторского написания, включая авторские знаки. При цитировании текста с опусканием одного или нескольких слов или предложений вместо изъятых (упущенных) слов, предложений ставится многоточие.

8.19.        Цитаты, факты, иллюстрации, приведённые в тексте, должны сопровождаться сносками (ссылками) на источник. Ссылка может быть в нижней части страницы под основным текстом под соответствующим порядковым номером (выходные данные источника, номер тома, части и т.п., страницы) или в тексте работы после приведённой цитаты в скобках.

8.20.        Если делается ссылка на произведение из библиографического списка, в квадратных скобках указывается номер ссылки, соответствующий номеру произведения из библиографического списка, и страница(ы).

8.21.    Список использованных источников и литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по заглавиям книг. При оформлении списка рекомендуется придерживаться следующего порядка: источники (нормативно- правовые акты, например: законы, указы, манифесты, другие правительственные акты, постановления, приказы, международные договоры, меморандумы; архивные материалы), литература (монографии, книги, брошюры, периодические издания), интернет-сайты. Сначала источники и литература на русском языке, затем на иностранных языках; затем – ссылки на Интернет-источник. Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет авторов не более трёх. Если книга написана четырьмя и более авторами, описание книги даётся на заглавие (монографии, сборники статей и др.). При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий (Приложение 4).

8.22.    Каждое приложение к реферату начинается с нового листа, нумеруется. Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объём реферата не включаются.

8.23.        Листы реферата должны быть скреплены. Допускается брошюровка, скрепление скоросшивателем, использование папок с файлами.

9.                                                              Требования к оформлению учебных презентаций

9.1.       Презентация не должна быть менее 5 слайдов.

9.2.       Структура презентации:

                     титульный лист с указанием темы, ФИО автора, класс, ФИО         руководителя, ОО;

                     гиперссылки на внешние Интернет-ресурсы (если необходимо).

                     глоссарий и список литературы.

9.3.       Требования к оформлению презентации:

 

 

Стиль

1.    Единый стиль оформления.

2.    Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Предпочтительны холодные тона.

 

Использование цвета

1.    На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

2.    Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Анимационные эффекты

Нельзя          злоупотреблять         различными анимационными эффектами, они             не      должны отвлекать внимание

от содержания информации на слайде.

 

Расположение информации на                                                     странице

1.    Предпочтительно                                        горизонтальное расположение информации.

2.    Наиболее            важная           информация должна располагаться в центре экрана.

3.    Если на слайде располагается изображение, надпись должна располагаться под ней.

 

Шрифты

1.    Для заголовков не менее 24.

2.    Для информации не менее 18.

3.    Шрифты без засечек     легче читать с большого расстояния.

4.    Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

5.    Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

6.    Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).


 

Способы выделения информации

Можно использовать:

1.   рамки, границы, заливку;

2.   штриховку, стрелки;

3.   рисунки, диаграммы;

4.   схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

 

Объем информации

1.    Слайд не должен содержать слишком большой объем информации.

2.    Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

 

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов текстом, с таблицами, с изображениями).

 

10.                                                                                              Ведение дневников обучающимися

·       Обучающиеся обязаны иметь дневники на каждом уроке.

·       Записи             в    дневнике    необходимо    делать    только    синей     пастой, аккуратно, грамотно, разборчивым почерком.

·       Запрещается использовать корректор.

·       Дневник   должен   иметь             эстетический    вид,    не    должен    содержать рисунки, записи,              наклейки,      аппликации,    не    относящиеся    к    учебному процессу.

·       В начале учебного года должны быть   заполнены   первые   страницы дневника:

«Сведения об обучающемся», «Сведения об учителях», «Расписание занятий»,

«Расписание уроков», «Расписание факультативов, дополнительных занятий, занятий кружков, секций».

·       Расписание уроков должно быть заполнено на текущую и следующую учебные недели.

·       Сокращения             слов     необходимо     делать     на     последней     согласной     букве и  ставить точку.

·       Домашние               задания      должны      записываться       обучающимися       на каждом уроке, своевременно, по требованию учителя, в полном объеме и по всем предметам.

·       Запись               домашнего      задания      необходимо      оформлять       согласно образцу.

·       Запрещается выставление отметок за отчетный период самими обучающимися.

 

11.         Требования к педагогическим работникам по работе с дневниками обучающихся

·  Классный руководитель обязан:

·  проверять дневники обучающихся еженедельно;

·  исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

·  контролировать ведение дневников обучающимися;

·  выставлять своевременно текущие, четвертные, годовые отметки;

·  контролировать наличие подписи родителей обучающихся за каждую учебную неделю, за триместровые и годовые отметки.

·  Отметка за ведение дневника ставится по желанию классного руководителя.

·  Классным руководителям и учителям–предметникам записи в дневниках обучающихся, включая   отметки, необходимо   делать    аккуратно, грамотно, разборчивым почерком.

·  Учителя-предметники обязаны сами выставлять отметки обучающимся за устные ответы на уроке.

·  Замечания обучающимся для сведения родителей должны быть написаны обязательно кратко, в корректной форме, грамотно.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

Образец оформления подписи обложки тетради

 

Тетрадь

 для работ

по русскому языку

 ученицы 8 «А» класса

средней школы №1

с. Комсомольское

Ивановой Татьяны

Приложение 2

 

 

 

Образец оформления работы в тетради

 

 

Пятое сентября.

Двадцатое сентября.

Домашняя работа.

Классная работа.

Упражнение 135.

Простые предложения.

1 марта.

Классная работа.

18.

 


Приложение 3

 

 

        Образец оформления титульного листа реферата Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»

  Комсомольского района Чувашской Республики

 

 

«НАЗВАНИЕ ТЕМЫ»

 

 

 

Реферативная работа

по (наименование учебного предмета)

 

 

 

 

 

Выполнил: фамилия, имя, отчество, класс

 

Руководитель: фамилия, имя, отчество,

должность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   с.Комсомольское , 2022 г.


Приложение 4

 

 

Правила оформления библиографических списков

 

·                         Для книг одного или нескольких авторов указываются фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).

Пример: Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. 248 с.

·                         Для составительского сборника двух-трех авторов указывается название сборника (одна наклонная линия) далее пишется слово «Сост.» (точка) инициалы и фамилия составителей (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), название издательства (без кавычек, запятая), год издания (точка, тире), количество страниц в сборнике с прописной буквы «с».

Например: Советы управляющему / Сост. А. Н. Зотов, Г. А. Ковалева. Свердловск.: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. — 304 с.

·                         При оформлении сборника с коллективом авторов под общей редакцией указывается название сборника (одна наклонная линия), далее могут быть 2 варианта: 1) слово «Сост.» и перечисление составителей (точка с запятой), слово

«Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство (запятая), год издания (точка, тире), количество страниц (прописная «с», точка), 2) слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство (запятая), год издания (точка, тире), количество страниц (прописная «с», точка).

Например: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И. Л. Горецкая, Т. Н. Половцева, М Н. Судоплатова, Т. А. Фоменко; Под ред. В. В. Розановой. — М.: Русс.яз., 1990. — 251 с.

Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

·                         Для статей в сборнике указывается фамилия и инициалы автора (точка), название работы (две наклонные линии), название сборника (точка, тире), место издания (точка, тире), заглавная буква «С» (точка), номер первой и последней страниц (точка).

Пример: Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна—М.: Междунар .педагогич. академия, 1994. — С. 112— 121.

·                         Для статей в журнале указывается фамилия и инициалы автора (точка), название статьи (две наклонные линии), название журнала без кавычек (точка, тире), год издания (точка, тире), номер журнала (точка, тире), заглавная буква «С» (точка) страницы (точка).Пример: Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы // Высшее образование в России.

1999. 3. — С. 34—42.

Прикрепленный файл

pdf
polozhenie-o-edinom-orfograficheskom-rezhime_optimized.pdf 403,14 Kb 07.02.2024