Положение об организации наставничества

Тип документа
Положение
Дата публикации
27.10.2022
108

Положение об организации наставничества

в МБОУ «Комсомольская СОШ №1»

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации наставничества в МБОУ «Комсомольская СОШ №1» (далее – Положение)  разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», а также Уставом МБОУ «Комсомольская СОШ №1» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

1.2. Данное Положение определяет основные термины, цель, задачи, регламентирует организацию деятельности программы наставничества и её результаты, устанавливает права и обязанности наставника и наставляемого лица, а также документацию работы с молодыми специалистами. в МБОУ «Комсомольская СОШ №1» (далее – образовательная организация).

 1.3. Под наставничеством в МБОУ «Комсомольская СОШ №1» понимают разновидность индивидуальной учебно-воспитательной работы с впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях, или со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют опыта работы.

1.4. Наставничество в школе выполняет роль систематической индивидуальной работы педагогического работника, имеющего опыт, по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Таким образом, молодой специалист приобретает знания в предметной специализации и применяет методики обучения и воспитания обучающихся в общеобразовательной организации.

1.5. Наставничество в образовательной организации руководствуется:

·         ФЗ-273 «Об образовании»;

·         Трудовым кодексом Российской Федерации;

·         настоящим Положением и другими нормативными актами, регламентирующими вопросы профессиональной подготовки педагогических работников и специалистов школы.

2. Основные термины программы наставничества

2.1. Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

2.2. Форма наставничества — способ реализации целевой модели наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

 2.3. Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

 2.4. Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся". 2.5. Наставник — участник программы организации наставничества в общеобразовательной организации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

2.6. Молодой специалист — гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией.

3. Цель и задачи наставничества в школе

3.1. Целью реализации наставничества в образовательной организации является создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.

3.2. Основными задачами наставничества являются:

·      оказание помощи стажеру в освоении необходимых компетенций за счет ознакомления с современными методами и приемами работы, передачи наставником личного опыта;

·      обучение стажера в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству, соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда;

·      содействие достижению стажером высокого качества труда;

·      вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры;

·      воспитание у стажера чувства личной ответственности за результаты своей деятельности.

·         проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества;

·         формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;

·         обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывной образовательной деятельности.

3.3. В соответствии с целью и задачами определяются следующие методы наставничества:

·         интерактивные (беседа, диалог, дискуссия);

·         проблемный и проектный;

·         мастер-класс;

·         демонстрация действий и поведения;

·         наблюдение и анализ образовательной деятельности наставника;

·         анализ практических ситуаций.

4. Организация программы наставничества в общеобразовательной организации

4.1. Наставничество в школе осуществляется на основании приказа директора общеобразовательной организации.

4.2. Руководство деятельностью наставников организует заместитель директора по учебно-воспитательной работе и председатель Методического совета, в которых реализуется наставничество.

4.3. Председатель Методического совета подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее трех лет по данному предмету.

4.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух наставляемых.

4.5. Назначение наставника производится при обоюдном добровольном согласии (с обязательным детальным разъяснением предполагаемому наставнику его будущих должностных обязанностей) предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации Методического совета приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее одного месяца с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.

4.6.Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательной организации:

·         впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях;

·         выпускниками очных высших и средних специальных учебных организаций, прибывшими в образовательную организацию по распределению;

·         выпускниками непедагогических профессиональных образовательных организаций, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях;

·         педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;

·         педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

4.7. замена наставника производится приказом директора школы в случаях:

·         увольнения наставника;

·         перевода на другую работу наставника;

·         привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;

·         психологической несовместимости наставника и наставляемого;

·         письменного заявления наставника об отказе от своих полномочий по иным причинам (в том числе, без указания причины).

5. Права и обязанности наставника в образовательной организации

5.1. Наставник обязан:

·         составить индивидуальный план обучения на год (далее работа планируется на каждый учебный год) с учетом уровня интеллектуального развития наставляемого, педагогической, методической и профессиональной его подготовки по предмету, давать конкретные задания, контролировать их выполнение;

·         содействовать ознакомлению наставляемого с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, с порядком исполнения локальных актов общеобразовательной организации;

·         оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;

·         выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в педагогической деятельности;

·         в качестве примера выполнять отдельные должностные обязанности и поручения совместно;

·         передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

·         быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения;

·         проявлять чуткость и внимательность, терпеливо помогать в преодолении имеющихся недостатков;

·         периодически докладывать директору школы о процессе адаптации наставляемого, результатах его профессионального становления;

·         составлять и предоставлять директору анализ итогов выполнения индивидуального плана обучения.

5.2. Наставник имеет право:

·         принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью наставляемого;

·         вносить предложения о применении к наставляемому мер поощрения и дисциплинарного воздействия;

·         осуществлять контроль соблюдения наставляемым профессиональных требований;

·         контролировать условия труда наставляемого.

6. Права и обязанности наставляемого в образовательной организации

6.1.Наставляемый обязан:

·         регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;

·         выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;

·         внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы;

·         совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения функциональных обязанностей;

·         проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной деятельности.

·         6.2. Наставляемый имеет право:

·         вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы;

·         пользоваться имеющейся нормативно-правовой, психолого-педагогической и учебно-методической литературой;

·         в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом и помощью по профессиональным вопросам;

·         при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к директору школы о замене наставника.

7. Контроль работы наставника в образовательной организации

7.1. Организация работы наставника и контроль его деятельности возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

7.2. Заместитель директора по УВ обязан:

·         представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;

·         создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;

·         посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;

·         организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;

·         изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в общеобразовательной организации;

·         определить меры поощрения наставников.

8. Документы, регламентирующие работу с молодыми специалистами

8.1. Работу с молодыми педагогами регламентируют следующие документы

·         настоящее Положение об организации наставничества в школе;

·         индивидуальный план работы наставника на год;

·         приказ директора школы об организации наставничества;

·         протоколы заседаний Методического совета, на которых рассматривались вопросы наставничества;

·         отчеты наставников, молодых педагогов;

·         отчет по результативности работы с молодыми специалистами.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящее Положение об организации наставничества в МБОУ «Комсомольская СОШ №1»  является нормативным локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора МБОУ «Комсомольская СОШ №1».

9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

9.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. данного Положения.

9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

 

Прикрепленный файл

pdf
polozhenie-o-nastavnichestve-2022_optimized.pdf 378,3 Kb 07.02.2024