Положение об организации наставничества
Положение
об организации наставничества
в
МБОУ «Комсомольская СОШ №1»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации наставничества в МБОУ
«Комсомольская СОШ №1» (далее – Положение) разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года №Р-145
«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися», а также Уставом МБОУ «Комсомольская СОШ №1» и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение определяет основные термины, цель,
задачи, регламентирует организацию деятельности программы наставничества и её
результаты, устанавливает права и обязанности наставника и наставляемого лица,
а также документацию работы с молодыми специалистами. в МБОУ
«Комсомольская СОШ №1» (далее
– образовательная организация).
1.3. Под наставничеством в МБОУ
«Комсомольская СОШ №1» понимают разновидность
индивидуальной учебно-воспитательной работы с впервые принятыми педагогами, не
имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных
организациях, или со специалистами, назначенными на должность, по которой не
имеют опыта работы.
1.4. Наставничество в школе выполняет роль систематической индивидуальной
работы педагогического работника, имеющего опыт, по развитию у молодого
специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Таким
образом, молодой специалист приобретает знания в предметной специализации и
применяет методики обучения и воспитания обучающихся в общеобразовательной
организации.
1.5. Наставничество в образовательной организации руководствуется:
·
ФЗ-273 «Об образовании»;
·
Трудовым кодексом Российской Федерации;
·
настоящим Положением и другими нормативными актами, регламентирующими
вопросы профессиональной подготовки педагогических работников и специалистов
школы.
2. Основные термины программы наставничества
2.1. Наставничество — универсальная технология
передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и
ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и
партнерстве.
2.2. Форма наставничества — способ реализации
целевой модели наставничества через организацию работы наставнической пары или
группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой
ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа
наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый —
участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и
при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные
задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В
конкретных формах наставляемый может быть определен термином
"обучающийся". 2.5. Наставник — участник
программы организации наставничества в общеобразовательной организации, имеющий
успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального
результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми
для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
наставляемого.
2.6. Молодой специалист — гражданин Российской
Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки
молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее
образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем
профессионального образования и квалификацией.
3. Цель и задачи наставничества в школе
3.1. Целью реализации наставничества в образовательной организации является
создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования
эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации
педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
3.2. Основными задачами наставничества являются:
· оказание помощи
стажеру в освоении необходимых компетенций за счет ознакомления с современными
методами и приемами работы, передачи наставником личного опыта;
· обучение стажера
в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству, соблюдению
требований нормативных документов, в том числе по охране труда;
· содействие
достижению стажером высокого качества труда;
· вхождение
стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры;
· воспитание у
стажера чувства личной ответственности за результаты своей деятельности.
·
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества;
·
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
·
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывной образовательной деятельности.
3.3. В соответствии с целью и задачами определяются следующие методы
наставничества:
·
интерактивные (беседа, диалог, дискуссия);
·
проблемный и проектный;
·
мастер-класс;
·
демонстрация действий и поведения;
·
наблюдение и анализ образовательной деятельности наставника;
·
анализ практических ситуаций.
4. Организация программы наставничества в общеобразовательной организации
4.1. Наставничество в школе осуществляется на основании приказа директора
общеобразовательной организации.
4.2. Руководство деятельностью наставников организует заместитель директора
по учебно-воспитательной работе и председатель Методического совета, в которых
реализуется наставничество.
4.3. Председатель Методического совета подбирает наставника из наиболее
подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной
подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт
воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый
жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом,
системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической
деятельности не менее трех лет по данному предмету.
4.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и
может иметь одновременно не более двух наставляемых.
4.5. Назначение наставника производится при обоюдном добровольном согласии
(с обязательным детальным разъяснением предполагаемому наставнику его будущих
должностных обязанностей) предполагаемого наставника и молодого специалиста, за
которым он будет закреплен, по рекомендации Методического совета приказом
директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник
прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года. Приказ о
закреплении наставника издается не позднее одного месяца с момента назначения
молодого специалиста на определенную должность.
4.6.Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников
образовательной организации:
·
впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных организациях;
·
выпускниками очных высших и средних специальных учебных организаций,
прибывшими в образовательную организацию по распределению;
·
выпускниками непедагогических профессиональных образовательных организаций,
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных организациях;
·
педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и
овладения новыми практическими навыками;
·
педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков
в определенном классе (по определенной тематике).
4.7. замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
·
увольнения наставника;
·
перевода на другую работу наставника;
·
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
·
психологической несовместимости наставника и наставляемого;
·
письменного заявления наставника об отказе от своих полномочий по иным
причинам (в том числе, без указания причины).
5. Права и обязанности наставника в образовательной организации
5.1. Наставник обязан:
·
составить индивидуальный план обучения на год (далее работа планируется на
каждый учебный год) с учетом уровня интеллектуального развития наставляемого,
педагогической, методической и профессиональной его подготовки по предмету,
давать конкретные задания, контролировать их выполнение;
·
содействовать ознакомлению наставляемого с его должностными обязанностями,
основными направлениями деятельности, с порядком исполнения локальных актов
общеобразовательной организации;
·
оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и
способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
·
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в педагогической
деятельности;
·
в качестве примера выполнять отдельные должностные обязанности и поручения
совместно;
·
передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее
рациональным приемам и передовым методам работы;
·
быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления
недисциплинированности, используя при этом методы убеждения;
·
проявлять чуткость и внимательность, терпеливо помогать в преодолении
имеющихся недостатков;
·
периодически докладывать директору школы о процессе адаптации наставляемого,
результатах его профессионального становления;
·
составлять и предоставлять директору анализ итогов выполнения
индивидуального плана обучения.
5.2. Наставник имеет право:
·
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с профессиональной
деятельностью наставляемого;
·
вносить предложения о применении к наставляемому мер поощрения и
дисциплинарного воздействия;
·
осуществлять контроль соблюдения наставляемым профессиональных требований;
·
контролировать условия труда наставляемого.
6. Права и обязанности наставляемого в образовательной организации
6.1.Наставляемый обязан:
·
регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с
индивидуальным планом;
·
выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
·
внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам
наставнической группы;
·
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного выполнения функциональных обязанностей;
·
проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в
профессиональной деятельности.
·
6.2. Наставляемый имеет право:
·
вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации
работы наставнической пары/группы;
·
пользоваться имеющейся нормативно-правовой, психолого-педагогической и
учебно-методической литературой;
·
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом и помощью по
профессиональным вопросам;
·
при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к
директору школы о замене наставника.
7. Контроль работы наставника в образовательной организации
7.1. Организация работы наставника и контроль его деятельности возлагается
на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
7.2. Заместитель директора по УВ обязан:
·
представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить
приказ о закреплении за ним наставника;
·
создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
·
посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;
·
организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им
методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми
специалистами;
·
изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации
наставничества в общеобразовательной организации;
·
определить меры поощрения наставников.
8. Документы, регламентирующие работу с молодыми специалистами
8.1. Работу с молодыми педагогами регламентируют следующие документы
·
настоящее Положение об организации наставничества в школе;
·
индивидуальный план работы наставника на год;
·
приказ директора школы об организации наставничества;
·
протоколы заседаний Методического совета, на которых рассматривались
вопросы наставничества;
·
отчеты наставников, молодых педагогов;
·
отчет по результативности работы с молодыми специалистами.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об
организации наставничества в МБОУ «Комсомольская СОШ №1» является
нормативным локальным актом организации, осуществляющей образовательную
деятельность, принимается на Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в
действие) приказом директора МБОУ «Комсомольская СОШ №1».
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской Федерации.
9.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. данного
Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.