Учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 учебный год ( 1-4 классы)
Принят на заседании
педагогического
совета МБОУ «Комсомольская СОШ
№1»
протокол №2 от 30.08.2023 года
|
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Комсомольская СОШ №1» ____________И. А. Соловьева Приказ № 151 от 31.08.2023 |
Учебный план
для
обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
«Комсомольская
средняя общеобразовательная школа №1»
Комсомольского
муниципального округа Чувашской Республики
на 2023-2024
учебный год ( 1-4 классы)
Ознакомлен(а):
____________________________
(ФИО родителя или законного представителя)
Комсомольское
- 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1» Комсомольского муниципального
округа Чувашской Республики ( далее -
МБОУ «Комсомольская СОШ №1»),
реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (- далее АООП), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей,
рас пределяет учебное
время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам. Учебный план МБОУ «Комсомольская СОШ №1» разработан на основе Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Приказа Министерства просвещения РФ
от 24 ноября 2022
года № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению
и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Учебный план МБОУ «Комсомольская СОШ №1» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам.
Учебный план
МБОУ «Комсомольская СОШ №1» в соответствии с требованиями Стандарта (п. 1.13), требования ФАООП (п.57) устанавливает сроки освоения АООП для
обучающихся 1 варианта 1 этапа обучения: 1
- 4 класс - цель этого этапа состоит
в формировании основ предметных знаний и умений,
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит
из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного
плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам)
обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
•
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
•
формирование основ
духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
•
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
Часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся (в 1 классе
в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), использовано на увеличение учебных часов, отводимых
на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части; на введение
учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
•
учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и/или физическом, социальном развитии;
•
увеличение учебных часов, отводимых для изучения отдельных
учебных предметов обязательной части (например: мир природы и человека, математика и др.);
•
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: домоводство, музыкально-ритмические занятия и др.)
•
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных предметов.
В данном учебном
плане часы, отводимые
на часть, формируемую участниками образовательного процесса
во 2 - 4 классах
распределены на учебные
предметы в связи с необходимостью более полного изучения
данных предметных областей
и распределением учебного
материала в учебных пособиях и учебниках.
«Русский язык» - 1 час,
«Речевая практика» - 1 час,
«Мир природы и человека»
- 1 час
Коррекционно-развивающая область
учебного плана МБОУ «Комсомольская СОШ №1», согласно требованиям Стандарта, является обязательной и представлена коррекционно-развивающими занятиями
узких специалистов (учителей- логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов): логопедические
занятия, дефектологические занятия, психокорреционные занятия.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий,
их количественное соотношение осуществляется МБОУ «Комсомольская СОШ №1» самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида.
Внеурочная деятельность в МБОУ «Комсомольская СОШ №1» организуется в соответствии с требованиями Стандарта и ФАООП по следующим направлениям
развития личности: деятельность, проектная деятельность, коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая творческая деятельность, информационная культура, «Учение
с увлечением», марафоны знаний.
Из представленных направлений обучающимся на 1 этапе обучения
предоставляется возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их личностное развитие:
•
«Разговоры о важном» (марафоны знаний)
•
«Мое здоровье» (спортивно-оздоровительная );
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет МБОУ
«Комсомольская СОШ №1». Для развития
потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые
в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут
разрабатываться индивидуальные учебные
планы, с участием
их родителей (законных
представителей), в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы.
Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой, согласно рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов
финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.
Продолжительность учебных занятий
не превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом
полугодии (в сентябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность учебной недели в течение
обучения на 1 этапе
- 5 дней. Пятидневная учебная
неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит
в одну смену.
Продолжительность учебного года на первом этапе составляет:
в 1 классе
- 33 учебных недели
в 2-4 классах - 34 недели
Общий объем учебной
нагрузки на 1 этапе
обучения составляет 3039 часов.
С целью
профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул:
по окончании I четверти (осенние каникулы)
- 9 календарных дней (для 1 - 4 классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней
(для 1 - 4 классов);
дополнительные каникулы - 7 календарных дней (для 1 классов);
по окончании III четверти (весенние каникулы) - 12 календарных
дней (для 1 - 4 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) – с 01.06 2024 по 31.08.2024
Для
обучающихся 1 класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Годовой
учебный план общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы |
||||||
Предметные области |
Классы
Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
Обязательная
часть |
|
|||||
1.
Язык и речевая практика |
1.1.Русский
язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая
практика |
99 99 66 |
102 136 68 |
102 136 68 |
102 136 68 |
405 507 270 |
2.
Математика |
2.1.Математика |
99 |
136 |
136 |
136 |
507 |
3.
Естествознание |
3.1.Мир
природы и человека |
66 |
34 |
34 |
34 |
168 |
4.
Искусство |
4.1.
Музыка 4.2. Изобразительное искусство |
66 33 |
34 34 |
34 34 |
34 34 |
168 135 |
5.
Физическая культура |
5.1.
Физическая культура |
99 |
102 |
102 |
102 |
405 |
6.
Технологии |
6.1.
Ручной труд |
66 |
34 |
34 |
34 |
168 |
Итого |
693 |
680 |
680 |
680 |
2733 |
|
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений |
- |
102 |
102 |
102 |
306 |
|
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе) |
693 |
782 |
782 |
782 |
3039 |
|
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): |
198 |
204 |
204 |
204 |
810 |
|
Внеурочная деятельность |
132 |
136 |
136 |
136 |
540 |
|
Всего к финансированию |
1023 |
1122 |
1112 |
1122 |
4389 |
Недельный
учебный план общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):I-IV классы |
||||||
Предметные области |
Классы
Учебные предметы |
Количество
часов в неделю |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
Обязательная
часть |
|
|||||
1.
Язык и речевая практика |
1.1.Русский
язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая
практика |
3 3 2 |
3 4 2 |
3 4 2 |
3 4 2 |
12 15 8 |
2.
Математика |
2.1.Математика |
3 |
4 |
4 |
4 |
15 |
3.
Естествознание |
3.1.Мир
природы и человека |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
4.
Искусство |
4.1.
Музыка 4.2. Изобразительное
искусство |
2 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
5 4 |
5.
Физическая культура |
5.1.
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
6.
Технологии |
6.1.
Ручной труд |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Итого |
21 |
20 |
20 |
20 |
81 |
|
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений |
- |
3 |
3 |
3 |
9 |
|
Русский язык |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
Речевая практика |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
Мир природы и человека |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе) |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
|
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): |
6 |
6 |
6 |
6 |
24 |
|
Логопедические
занятия |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Занятие
с дефектологом |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Психокорреционные занятия |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Внеурочная деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Учебный план для обучающегося с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Файзова И.Р., ученика 3б класса
Обучение Файзова
И.Р.
ученика 3 б класса в МБОУ «Комсомольская СОШ №1» организуется по состоянию здоровья
рекомендованном в заключении ЦПМПК , протокол № 88 от 06.02.2023 при
предоставлении данного документа
Учебный план начального общего образования |
||||
Предметные |
Учебные предметы
|
Количество часов учителей |
Количество часов для самобразования |
Количество часов |
Обязательная часть |
|
|
|
|
Язык
и речевая практика |
Русский
язык |
2 |
2 |
4/136 |
Чтение |
2 |
2 |
4/136 |
|
Речевая
практика |
1.5 |
1,5 |
3/102 |
|
Математика
|
Математика |
2 |
2 |
4/136 |
Естествознание |
Мир
природы и человека |
1 |
1 |
2/68 |
Искусство |
Музыка |
0,5 |
0,5 |
1/34 |
Изобразительное
искусство |
0,5 |
0,5 |
1/34 |
|
Технология |
Ручной
труд |
0,5 |
0,5 |
1/34 |
Физическая
культура |
Физическая
культура |
1,5 |
1,5 |
3/102 |
Итого |
11,5 |
11,5 |
23/782 |
Учебный план для обучающегося с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Юнусова
З.С. , ученика 2 а класса
Обучение Юнусова
З.С.
ученика 2 а класса в МБОУ «Комсомольская СОШ №1» организуется по состоянию здоровья
рекомендованном в заключении ЦПМПК , протокол № 928 от 14.06.2023 при
предоставлении данного документа
Учебный план начального общего образования |
||||
Предметные |
Учебные предметы
|
Количество часов учителей |
Количество часов для самобразования |
Количество часов |
Обязательная часть |
|
|
|
|
Язык
и речевая практика |
Русский
язык |
2 |
2 |
4/136 |
Чтение |
2 |
2 |
4/136 |
|
Речевая
практика |
1.5 |
1,5 |
3/102 |
|
Математика
|
Математика |
2 |
2 |
4/136 |
Естествознание |
Мир
природы и человека |
1 |
1 |
2/68 |
Искусство |
Музыка |
0,5 |
0,5 |
1/34 |
Изобразительное
искусство |
0,5 |
0,5 |
1/34 |
|
Технология |
Ручной
труд |
0,5 |
0,5 |
1/34 |
Физическая
культура |
Физическая
культура |
1,5 |
1,5 |
3/102 |
Итого |
11,5 |
11,5 |
23/782 |