Федеральная рабочая программа по учебному предмету Обществознание 6-9 классы

Тип документа
Программа
Дата публикации
26.01.2024
26

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание». 

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» (предметная область «Общественно-научные предметы») (далее соответственно – программа по обществознанию, обществознание) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по обществознанию.

Пояснительная записка.

1.                  Программа     по        обществознанию      составлена     на        основе            положений 

и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом федеральной программы воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО. 

2.                  Обществознание играет ведущую роль в выполнении образовательной организацией функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, раз-

личные                                                           аспекты                                                           взаимодействия 

в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.

3.                  Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, 

об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.

4.                  Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.

Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.

5.                  Целями обществоведческого образования на уровне основного общего образования являются:

воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной

ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа; развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, при-

верженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;

                  развитие               личности               на               исключительно               важном                этапе 

её социализации ‒ в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической

и правовой культуры, социального поведения, основанного  на уважении закона и правопорядка, развитие интереса к изучению социальных  и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности; формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой 

и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

                 владение          умениями         функционально          грамотного          человека           (получать 

из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,            необходимых  для участия в жизни гражданского общества и государства); создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с раз-

личными                                                       политическими,                                                      правовыми, 

финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

формирование опыта применения полученных знаний и умений  для выстраивания отношений между людьми различных национальностей  и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах;  для соотнесения своих действий и действий других людей 

с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

6. В соответствии с учебным планом основного общего образования обществознание изучается с 6 по 9 класс, общее количество рекомендованных учебных часов составляет 136 часов, по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.

             Содержание обучения в 6 классе.

1. Человек и его социальное окружение.

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного.

Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека.

Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека  и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.

Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности  и социальная позиция.

Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.

Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.

Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.

Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство  в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).

Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.

Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.

2. Общество, в котором мы живём.

Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.

Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.

Политическая жизнь общества. Россия ‒ многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн

Российской    Федерации.    Наша страна  в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.

Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.

Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.

Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций.

Содержание обучения в 7 классе.

1.                  Социальные ценности и нормы.

Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.

Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе.

Виды социальных норм. Традиции и обычаи.

Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.

Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека.

Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.

2.                  Человек как участник правовых отношений.

Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.

Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.

Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия  и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обя-

занности        гражданина    Российской    Федерации.    Права ребёнка  и возможности их защиты.

3.                  Основы российского права.

Конституция Российской Федерации ‒ основной закон. Законы  и подзаконные акты. Отрасли права.

Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.

Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.

Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества  и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права  и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся  без попечения родителей.

                 Основы        трудового        права.       Стороны        трудовых       отношений,        их        права 

и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.

Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки  и гражданско-правовая ответственность. Административные проступки  и административная ответственность. Дисциплинарные проступки 

и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов.

Содержание обучения в 8 классе.

1. Человек в экономических отношениях.

Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.

Экономическая система и её функции. Собственность. Производство ‒ источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.

Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.

Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция.

Спрос и предложение.

Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.

Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.

Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.

Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.

Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.

Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские

товары и товары длительного пользования. Источники доходов  и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.

Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.

2. Человек в мире культуры.

Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры  на формирование личности. Современная молодёжная культура.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.

Образование.             Личностная   и          общественная            значимость    образования  в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.

Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.

Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии  и религиозные объединения в Российской Федерации.

Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека  и общества.

Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.

Содержание обучения в 9 классе.

1.                  Человек в политическом измерении.

Политика и политическая власть. Государство ‒ политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.

Форма государства. Монархия и республика ‒ основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.

Политический режим и его виды.

Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.

Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии,  их роль в демократическом обществе.

Общественно-политические организации.

2.                  Гражданин и государство.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия ‒ демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия ‒ социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства.

Россия ‒ светское государство.

Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент ‒ Глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание

Российской    Федерации:    Государственная      Дума  и           Совет Федерации.    Правительство             Российской    Федерации.    Судебная       система  в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.

Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.

Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление.

                 Конституция         Российской        Федерации         о         правовом         статусе          человека 

и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.

3. Человек в системе социальных отношений.

Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей  и групп.

Социальная мобильность.

Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.

Социализация личности.

Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи.

Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство. Этносы и нации  в диалоге культур.

Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты  и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании 

и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.

4. Человек в современном изменяющемся мире.

                 Информационное       общество.       Сущность      глобализации.       Причины,        проявления 

и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы  и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.

Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.

Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.

Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.

Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве.

Перспективы развития общества.

Планируемые результаты освоения программы по обществознанию. 

1. Личностные результаты изучения обществознания воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, 

при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной  и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки  на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:

1)                 гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,

социальных       нормах      и      правилах      межличностных      отношений      в       поликультурном 

и многоконфессиональном обществе, представление о способах противодействия коррупции; го-

товность к разнообразной созидательной деятельности, стремление  к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);

2)                 патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3)                 духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности  и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение  и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных 

и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4)                 эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народно-

го творчества, стремление  к самовыражению в разных видах искусства;

5)                 физического воспитания,   формирования           культуры       здоровья 

и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая, сформированность

навыков         рефлексии,     признание      своего             права на        ошибку  и такого же права другого человека;

6)                 трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность,             интерес  к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе 

на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

7)                 экологического         воспитания:   ориентация    на        применение   знаний 

из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8)                 ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности,             установка 

на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

2. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося  к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствую-

щих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость

опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту 

и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том

числе                способность              формулировать               идеи,               понятия,                гипотезы 

об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие 

и его свойства при решении задач (далее ‒ оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

                 умение         анализировать         и        выявлять        взаимосвязи        природы,          общества 

и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений це-

лей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие из-

менения         и          их        последствия, воспринимать           стрессовую    ситуацию  как вызов, требующий контрмер;

                 оценивать         ситуацию         стресса,         корректировать         принимаемые          решения 

и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить

позитивное    в          произошедшей          ситуации;       быть    готовым         действовать  в отсутствие гарантий успеха.

3.                  В результате изучения обществознания на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. 

3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

                  выявлять      и      характеризовать      существенные      признаки      социальных       явлений 

и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для

их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия 

в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаклю-

чений по аналогии, формулировать гипотезы  о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов

решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

                 формулировать           вопросы,          фиксирующие           разрыв           между            реальным 

и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргу-

ментировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование  по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей 

и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследова-

ния; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

                 прогнозировать         возможное         дальнейшее         развитие         процессов,          событий 

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

3.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать  с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации

или      данных           из        источников    с          учётом            предложенной          учебной             задачи  и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных

видов и форм представления;

                  находить         сходные         аргументы         (подтверждающие         или          опровергающие 

одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работ-

ником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.

3.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

                  воспринимать     и     формулировать     суждения,     выражать     эмоции     в      соответствии 

с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

                 понимать           намерения          других,           проявлять          уважительное           отношение 

к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и вы-

сказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать раз-

личие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

                  самостоятельно     выбирать     формат     выступления      с     учётом     задач      презентации 

и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

3.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие ре-

шения в группе, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ ре-

шения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов  и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректиро-

вать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний  об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.

3.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении

конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия  по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс  и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять

поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению

и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформу-

лированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность  к предоставлению отчёта перед группой.

3.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

                 учитывать      контекст      и      предвидеть      трудности,      которые      могут       возникнуть 

при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку

приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуа-

ций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим.

4. Предметные результаты освоения программы по обществознанию  на уровне основного общего образования должны обеспечивать:

1)                 освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института, характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства), процессах и явлениях в экономической (в области макро- и микроэкономики), социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), системе образования  в Российской Федерации; основах государственной бюджетной  и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры 

и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности

личности,       общества        и          государства, в          том      числе от        терроризма  и экстремизма;

2)                 умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины), государство как социальный институт;

3)                 умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности, связи политических потрясений 

и социально-экономического кризиса в государстве;

4)                 умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;

5)                 умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;

6)                 умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процес-

сов в различных сферах общественной жизни, их элементов  и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека  и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;

7)                 умение            использовать             полученные   знания            для      объяснения    (устного 

и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире, социальной 

и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведе-

ния, противодействия коррупции, проведения  в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»;  для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных  для несовершеннолетнего социальных ролей;

8)                 умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности;

9)                 умение решать в рамках изученного материала познавательные  и практические задачи, отражающие выполнение типичных 

для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;

10)             овладение      смысловым    чтением         текстов           обществоведческой тематики, 

в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели

(таблицу, диаграмму, схему)  и преобразовывать предложенные модели в текст;

11)             овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее ‒ СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

12)             умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать  и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном 

и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом, используя обще-

ствоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя  их аргументами;

13)             умение            оценивать      собственные поступки        и          поведение      других             людей 

с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик), осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;

14)             приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности,             в          повседневной            жизни для      реализации 

и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых

услуг)               и              осознанного              выполнения              гражданских               обязанностей, 

для анализа потребления домашнего хозяйства, составления личного финансового плана, для вы-

бора профессии и оценки собственных перспектив  в профессиональной сфере, а также опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

15)             приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);

16)             приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценно-

стей                   современного                  российского                  общества                   (гуманистических 

и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур), осознание ценности культуры и традиций народов России.

5.                  К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по обществознанию:

5.1. Человек и его социальное окружение:

осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности,

деятельности               человека              и              её              видах,              образовании,               правах 

и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми; характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах

семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер, особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), деятельность человека, образование и его значение 

для человека и общества;

приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов  и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека 

в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; про-

явлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей  в группах; классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей; сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и жи-

вотных, виды деятельности (игра, труд, учение); устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах, целей, способов и резуль-

татов деятельности, целей и средств общения; использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности обще-

ния как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образова-

тельной          деятельности             и          общения  в школе, семье, группе сверстников;

                  определять      и      аргументировать       с      опорой       на      обществоведческие        знания 

и личный социальный опыт своё отношение к людям с ОВЗ, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;

решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав  и обязанностей учащегося, отражающие особенности отношений в семье,  со сверстниками, старшими и младшими;

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,  в том числе извлечений из законодательства Российской Федерации; составлять 

на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

                  искать     и     извлекать     информацию     о     связи     поколений     в     нашем      обществе, 

об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося  из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов)  и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности 

при работе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о чело-

веке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения,  в ситуациях взаимодействия с людьми с ОВЗ; оценивать своё отношение к учёбе  как важному виду деятельности; приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в по-

вседневной                        жизни                       для                       выстраивания                        отношений 

с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;

                  приобретать         опыт         совместной         деятельности,         включая          взаимодействие 

с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

5.2. Общество, в котором мы живём:

осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека  в обществе, процессах и явлениях в экономической жизни общества, явлениях  в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти 

в Российской Федерации; культуре и духовной жизни, типах общества, глобальных проблемах; характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравственные ценности, особенности информационного общества; приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятель-

ности, глобальных проблем; классифицировать социальные общности и группы;

сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; раз-

личные формы хозяйствования; устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности ос-

новных участников экономики; использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния приро-

ды на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты обществен-

ной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа; решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возмож-

ности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы); овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отно-

шений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни общества; извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию

о народах России; анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, вклю-

чая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы; оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения 

их соответствия духовным традициям общества; использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, 

в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культу-

ры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных             культур;         осознавать     ценность        культуры  и традиций народов России.

6.                  К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по обществознанию:

6.1. Социальные ценности и нормы:

                 осваивать      и      применять      знания      о      социальных      ценностях;      о       содержании 

и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности  (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие), моральные нормы и их роль в жизни общества; приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора, ситу-

аций, регулируемых различными видами социальных норм; классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы; сравнивать отдельные виды социальных норм;

устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека; использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности соци-

альных норм; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты обществен-

ной жизни и личный социальный опыт своё отношение к явлениям социальной действительности с точки зрения социальных ценностей, к социальным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в обществе; решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как

регуляторов общественной жизни и поведения человека; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся гума-

низма, гражданственности, патриотизма; извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблеме мо-

рального выбора; анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адап-

тированных   источников    (в         том      числе учебных         материалов)  и          публикаций   в             СМИ, соотносить     её        с          собственными           знаниями       о          моральном  и правовом регулировании поведения человека;

                 оценивать       собственные       поступки,       поведение       людей        с       точки         зрения 

их соответствия нормам морали; использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни; самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший до-

кумент (заявление); осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

6.2. Человек как участник правовых отношений:

                 осваивать      и      применять      знания      о      сущности      права,      о       правоотношении 

как социальном и юридическом явлении, правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), правонарушениях и их опасности для личности  и общества; характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные права и

обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской Федерации; приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и си-

туации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации, примеры, поясняющие опасность правонарушений для             личности  и общества; классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак

классификации) нормы права, выделяя существенные признаки; сравнивать           (в         том      числе             устанавливать           основания      для      сравнения)     проступок  и преступление,             дееспособность         малолетних    в          возрасте         от        6          до        14        лет  и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; устанавливать          и          объяснять       взаимосвязи,             включая         взаимодействия        гражданина 

и государства, между правовым поведением и культурой личности, между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической ответственностью; использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе,

необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации); определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты обществен-

ной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные ситуации и принимать решения, связанные 

с исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации); овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информа-

цию из фрагментов Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов, из             предложенных          учителем        источников    о          правах  и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина  в    Российской    Федерации,    о             правах            ребёнка          и          способах        их        защиты           и          составлять  на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему; искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой

культуре,        о      гарантиях      и      защите      прав       и      свобод      человека      и       гражданина 

в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации с соблюдением правил информационной безопасности при работе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адап-

тированных              источников             (в             том             числе            учебных              материалов) 

и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы,         подкрепляя  их аргументами; оценивать   собственные поступки        и          поведение             других            людей             с          точки зрения  их      соответствия правовым       нормам:             выражать       свою   точку зрения,           участвовать  в дискуссии; использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив  в           профессиональной   сфере с             учётом            приобретённых         представлений          о          профессиях  в сфере права, включая деятельность правоохранительных органов), публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший до-

кумент при получении паспорта гражданина Российской Федерации; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современ-

ного                                 российского                                общества:                                гуманистических 

и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

6.3. Основы российского права:

осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных

правовых актах, содержании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего 

и членов его семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом и семейном, администра-

тивном,            уголовном           праве);           о           защите           прав            несовершеннолетних, 

о юридической ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уго-

ловной), о правоохранительных органах,  об обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе  от терроризма и экстремизма; характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского права;

правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового договора, виды правонарушений и виды наказаний;

приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые

нормами                гражданского,               трудового,               семейного,                административного 

и уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за совершённые правонарушения; классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды право-

нарушений             и           юридической           ответственности            по           отраслям            права 

(в том числе устанавливать существенный признак классификации); сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования

различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные неимущественные отношения; устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника 

и работодателя, прав и обязанностей членов семьи, традиционных российских ценностей и личных неимущественных отношений в семье; использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач  

для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности, значения семьи в

жизни            человека,           общества           и           государства,           социальной            опасности 

и неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости противостоять им; определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников трудовых отно-

шений            с           опорой           на           знания           в           области           трудового            права, 

к правонарушениям, формулировать аргументированные выводы о недопустимости нарушения правовых норм; решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информа-

цию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской             Федерации 

об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых нормах, правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему; искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адап-

тированных              источников             (в             том             числе            учебных              материалов) 

и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об отраслях права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за совершённые правонарушения, о юридической ответственности несовершеннолетних;

оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения  их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного, административного 

и уголовного права; использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного, админи-

стративного и уголовного права в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), 

в повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший до-

кумент (заявление о приёме на работу); осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культу-

ры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современ-

ного                                 российского                                общества:                                гуманистических 

и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

7.                  К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по обществознанию:

7.1. Человек в экономических отношениях:

                 осваивать        и       применять        знания        об       экономической       жизни         общества, 

её основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регули-

рования               экономики,             финансовых             отношениях,              роли              государства 

в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических

системах, объекты спроса и предложения на рынке труда  и финансовом рынке; функции денег; приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и

проявления основных функций различных финансовых посредников, использования способов повышения эффективности производства; классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) ме-

ханизмы государственного регулирования экономики; сравнивать различные способы хозяйствования;

устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических

кризисов в государстве; использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) ре-

зультатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социальноэкономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;

                  определять       и       аргументировать       с       точки       зрения       социальных        ценностей 

и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса; решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов, с использованием различных способов повышения эффективности производства, отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы; овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию

в       модели      (таблица,      схема,      график      и      другое),      в      том      числе      о       свободных 

и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы;

                  извлекать      информацию      из      адаптированных      источников,      публикаций       СМИ 

и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать

социальную                       информацию,                     включая                      экономико-статистическую, 

из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения 

их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета, составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации 

и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявле-

ние, резюме); осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

7.2. Человек в мире культуры:

осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке

и             образовании,            системе            образования           в            Российской            Федерации, 

о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества; характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали 

и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность; приводить примеры политики российского государства в сфере культуры

и образования; влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности; классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;

сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искус-

ств;

                 устанавливать        и        объяснять        взаимосвязь        развития        духовной         культуры 

и формирования личности, взаимовлияние науки и образования; использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;

                  определять       и       аргументировать       с       точки       зрения       социальных        ценностей 

и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

                  решать        познавательные         и        практические         задачи,         касающиеся          форм 

и многообразия духовной культуры; овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, со-

ставлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст; осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, 

о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации; анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную инфор-

мацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования; оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества; использовать полученные знания для публичного представления результатов своей дея-

тельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом; приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей

разных культур, национальных и религиозных ценностей.

8.                  К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по обществознанию:

8.1. Человек в политическом измерении:

осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней

политике,                 о                демократии                и                демократических                 ценностях, 

о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях; характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии,

демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство; приводить примеры государств с различными формами правления, государственнотерриториального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений  и социально-экономического кризиса в государстве; классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы госу-

дарства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций; сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические  и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориальногосударственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-

политическое движение, выборы  и референдум; устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и госу-

дарством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов  в государстве; использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической вла-

сти, значения политической деятельности в обществе;  для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества;  для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяс-

нения роли СМИ в современном обществе  и государстве; определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в

политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения; овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике; искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли 

в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информа-

ционной безопасности при работе  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан

нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме; оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта

в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии; использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполне-

ние проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современ-

ного российского общества: гуманистических  и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.

8.2. Гражданин и государство:

                 осваивать        и       применять       знания        об       основах       конституционного         строя 

и организации государственной власти в Российской Федерации, государственнотерриториальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации; характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с рес-

публиканской               формой              правления,              как             социальное               государство, 

как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской

Федерации; приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии кор-

рупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак

классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации; сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных ор-

ганов государственной власти и субъектов Российской Федерации; устанавливать и          объяснять             взаимосвязи   ветвей            власти            и          субъектов      политики 

в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан; использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в совре-

менном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции; с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»; решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события

в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях; систематизировать             и          конкретизировать     информацию о          политической           жизни 

в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом  и международным терроризмом; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Феде-

рации,                                   конституционном                                  статусе                                   человека 

и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

                  искать      и      извлекать      информацию      об      основных      направлениях       внутренней 

и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с

позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;

                  использовать       полученные       знания       о       государстве       Российская        Федерация 

в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную             деятельность)  в        соответствии             с          темой и          ситуацией      общения,             особенностями          аудитории  и регламентом; самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший до-

кумент при использовании портала государственных услуг; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

8.3. Человек в системе социальных отношений: 

осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и

группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни; характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского

государства; приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной поли-

тики Российского государства; классифицировать социальные общности и группы; сравнивать виды социальной мобильности;

устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных

различий и конфликтов; использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта 

при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты обществен-

ной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам; решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимо-

действия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов; осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в

том числе отражающий изученный материал о социализации личности);

                  извлекать      информацию      из      адаптированных      источников,      публикаций       СМИ 

и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст; анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную ин-

формацию              из             адаптированных             источников,             учебных              материалов 

и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию; оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение 

к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;

                  использовать           полученные           знания           в           практической            деятельности 

для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;

                  осуществлять       совместную       деятельность       с       людьми       другой        национальной 

и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур.

8.4. Человек в современном изменяющемся мире: осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных

проблемах; характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализа-

цию как важный общемировой интеграционный процесс; приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста; сравнивать требования к современным профессиям;

устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;

использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты обществен-

ной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с

волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве; осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и других)

по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии; осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации  и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.

 

 

Прикрепленный файл

pdf
federaljnaya-rabochaya-programma-po-predmetu-obschestvoznanie.pdf 509,92 Kb 26.01.2024