Тренажер предлагает учащимся почувствовать себя в роли одного из стажеров «Лаборатории искусственного интеллекта». Задания тренажера объединены общей идеей - обучение Робота основным функциям работы с музыкой. Функционал подобран таким образом, чтобы в результате прохождения урока учащийся получил представление об основных функциях работы музыкальных приложений (согласно своим возрастным особенностям и уровню знаний).
Задание 1. «Оцифровка звуковой волны»
Учащиеся знакомятся с основными принципами оцифровки звуковой волны с использованием общепринятой терминологии и теории, в достаточном для общего понимания темы объеме:
Версия задания для 5–11 классов.
Обратите внимание, что двоичный код является симуляцией и представляет из себя последовательность десятичных чисел графика, переведенных в двоичную систему счисления из условия, что каждое число кодируется одним байтом.
Учащимся 9–11 классов в процессе определения частоты дискретизации необходимо выявить ее зависимость от частоты звука:
Особенность задания 9–11 классов.
Задание 2. «Распознавание мелодии по спектрограмме»
В тренажере учащиеся знакомятся с понятием спектрограммы, как с графическим представлением музыкального произведения в памяти компьютера. Учащимся необходимо проиграть одну и ту же мелодию на двух музыкальных инструментах и убедиться в том, что спектрограммы выглядят по-разному.
Однако, после выделения самых ярких точек спектрограмм учащиеся убеждаются, что карты получившихся точек для одной и той же мелодии очень похожи.
Сравнив карту точек проигранной мелодии с картами точек музыкальных произведений базы данных, учащийся получает информацию о найденной мелодии.
Механики тренажеров для 1-4 и 5-11 классов повторяются. Разница в сложности тренажеров обусловлена сложностью мелодий и карт их точек.
Версия задания для 9-11 классов
Учащиеся 9-11 классов, кроме спектрограмм музыкальных произведений, познакомятся также с диаграммами частот каждой ноты, которая была проиграна в мелодии. Также, при желании, учащиеся могут ознакомиться с видео, в котором более подробно рассмотрен процесс составления спектрограмм.
Данное задание предполагает вариативность: учащимся класса задания выдаются случайным образом из некоторого набора однотипных заданий.
Задание 3. «Алгоритм рекомендаций»
Для настройки рекомендательной системы, учащимся представлены списки профилей некоторых пользователей с указанием в них музыкальных предпочтений. Задание выполняется в два этапа:
1) необходимо определить профили, схожие по музыкальным интересам;
2) проанализировать, кому можно рекомендовать предложенную мелодию.
Особенности заданий: учащиеся получают задание в комбинированном (таблично-графическом) виде. В таблице по вертикали представлены профили пользователей, а по горизонтали - исполнители. На пересечении - отношение пользователя к творчеству исполнителя согласно легенде.
Для выполнения задания требуется:
1) заменить графическое отображение реакции на числовое согласно легенде;
2) найти произведение реакции Толи и текущего профиля на каждого исполнителя;
3) найти сумму полученных чисел по каждому пользователю, чтобы узнать рейтинг соответствия профиля профилю Толи;
4) по наибольшему рейтингу определить наиболее схожий профиль с профилем Толи;
5) проанализировать по реакции владельца схожего профиля возможность рекомендации песни Толе («Да» или «Нет»).
Версия задания для 9-11 классов
Учащимся 5-11 классов будет предложено по два задания с незначительным повышением сложности. Вариативность выдачи заданий обеспечивается случайным выбором из некоторого банка заданий.
Конкурсное задание «Генерация музыки»
По своему желанию, учащиеся 5-11 классов могут принять участие в конкурсном задании, организованном компанией Яндекс. Это возможность получить ценные призы и приглашение на онлайн-встречу со «звездой».
Задание опирается на принцип генерации музыки через составление знаковых последовательностей, однако был трансформирован под максимально широкую публику ввиду низкой популярности музыкального образования среди школьников.
Задание сформировано в виде пианоролла:
Пианоролл - это таблица зависимости звучащих нот от времени:
- по вертикали - ноты, которыми можно использовать в произведении (каждая строка соответствует определенной ноте);
- по горизонтали - время, которое будут проигрываться отмеченные ноты. По сути, это измерение можно считать очередностью проигрывания.
Несмотря на то, что возможности пианоролла многократно ниже нотного стана, он позволяет не только максимально визуализировать закономерности в музыкальных произведениях, но и дать возможность испытать себя в области генерации музыки вне зависимости от наличия специальной музыкальной подготовки. Включение и выключение ноты производится кликом левой кнопки мыши по соответствующей ячейке таблицы.
Учащемуся предоставляется на выбор три музыкальных жанра. В результате выбора учащемуся открывается пианоролл, на котором нанесено начало мелодии в выбранном жанре. Ребенку необходимо:
1) выявить закономерности в данной мелодии (например, последовательности нот);
2) продолжить мелодию с учетом выявленных закономерностей в пределах доступных тактов;
3) наложить звуковые эффекты на получившеюся мелодию.
После отправки конкурсного задания учащемуся предлагается оценить 8 мелодий, сочиненных другими участниками конкурса. Подбор мелодий на голосование обеспечивает равные возможности для получения голосов за каждую конкурсную работу.
Возможно два типа оценки: «лайк» (нравится) = «1 балл», «дизлайк» (не нравится) = «-1 балл». Победитель определяется суммой всех набранных оценок за всё время проведения конкурса.
Результаты подводятся в общем зачёте, без учета возрастных особенностей учащихся.
После подведения итогов конкурса, на электронные адреса победителей (30 работ с максимальным суммарным оценочным баллом) будут высланы письма с дальнейшими указаниями.
В виду строгой необходимости наличия достаточного для творчества времени и возможности прослушивания мелодии в процессе сочинения, рекомендуется принять участие в конкурсе в домашних условиях, а также в указании актуальной электронной почты, так как она является единственным способом коммуникации с победителями конкурса.